КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СинектикаДальнейшим развитием «мозгового штурма» стал метод поиска творческих решений, предложенный В. Дж. Гордоном и названный им синектикой. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнородных элементов». В отличие от «мозгового штурма» для синектики формируют постоянные группы людей (5-7 человек) различных специальностей, с обязательным предварительным обучением. Курс обучения рассчитан на год. Сначала члены группы живут вместе. За тем проводят вместе неделю в месяц, а остальное время работают на своих местах. С седьмого месяца и до конца обучения для них организуют встречи только для решения поисковых задач. Основная цель обучения, кроме повышения уровня профессиональных знаний, - создать коллектив, хорошо понимающих друг друга людей, а также воспитать у каждого члена группы способность к синектическому мышлению. Синектор в процессе обучения должен овладеть следующими качествами: умением абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; склонностью к раздумьям, фантазии; способностью переключаться, отходить от навязчивых идей; умением слушать других, терпимо относиться к чужим идеям, привычкой находить в обычном необычное и в необычном обычное. Исходным положением должны являться утверждения, что в творчестве озарение важнее логики; творческий процесс познаваем, и чем больше человек знает о нем, тем успешнее творит; каждый человек имеет творческий потенциал, который можно развить, творческие способности отдельного человека и коллектива аналогичны. В синектике наряду с внешними факторами интенсификации творческого процесса важную роль играют аналогии. Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто схожее и использовать в решения задач. Большие возможности в этом плане предоставляет изобретателям сама природа Она, как правило, даёт идеальные образцы решения самых сложных задач. На заимствовании у природы идей и решений технических задач развилась целая отрасль науки - бионика. В работе синекторы широко используют четыре типа аналогий: 1) прямую (как решаются задачи, похожие на данную); 2) личную (отождествление себя с техническим объектом); 3) символическую (дать в двух словах формулировку задачи); 4) фантастическую (ввод какого-нибудь фантастического средства или персонажа, выполняющих то. что требуется по условиям задачи). Организация заседания (или сессия) аналогична «мозговому штурму». Отличие состоит в том, что руководитель начинает заседание с обсуждения проблемы в общем виде. В ходе обсуждения он сужает проблему и направляет обсуждение в нужное русло. Когда появляются первые решения (экспромты), в работу включается эксперт - помощник руководителя, хорошо ориентирующийся в сути проблемы и знакомый с основами синек тики. Главная его задача - выявление и отбор рациональных идей. Эксперт показывает несостоятельность предложенных решений и формулирует «проблему как она дана» (ПКД). В ходе анализа проблемы и первых попыток её решения синекторы переформулируют проблему в своём понимании. Этот этап называется формулировкой «проблемы как её понимают» (ПКП). Далее начинается генерирование идей решения проблемы. При этом используются все виды аналогий: прямая, личная, символическая и фантастическая. Принятые идеи приближают к ПКД и ПКП и выявляют их возможности. Приемлемая идея решения поисковой задачи развивается, конкретизируется. Синекторы проводят инженерный анализ, изучают и обсуждают полученные результаты, ищут оптимальные способы реализации. Работу синектора можно проиллюстрировать на примере решения конкретной задачи. По трубопроводу движется пульпа - вода с частицами железной руды Подача пульпы регулируется заслонкой, которая под воздействием частиц быстро изнашивается. Как предотвратить износ? Представим себя на месте этой заслонки. Например, по реке плывут брёвна, поток которых надо регулировать. Уклониться от брёвен нельзя. Видимо, лучше поймать первое же бревно и им управлять потоком других. Заслонка должна уметь делать то же самое. Удерживать возле себя частицы руды, которые и воспринимали бы на себя удары других Проще всего заслонку намагнитить. Она покроется слоем частиц, который и будет воспринимать удары, постоянно разрушаться и самовостанавливаться.
20. Методы решения творческих задач: Морфологический анализ; метод контрольных вопросов; алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) и ТРИЗ.
|