КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В.12. Типы государства: формационный и цивилизационный подход.Под типом гос-ва и права следует понимать совокупность наиболее общих черт служащих критериями правового деления отдельных гос – в на основе их сходства и различия. В наст время в юр науке применяется 2 подхода к типам гос-ва: формационный и цивилизационный. Ф.подход основывается на объединении гос-ва и права в рамках конкретной общественной экон-ой формации. Формация – исторический тип общества, основанный на присущем ему способе производства. Т.обр. главным критерием является способ производства.(уровень развития производит.сил(орудие труда)),производственные отношения, основные формы собственности на средства производства(осн.классы общества) Основоположником является Маркс, Энгельс, Ленин(формации-Сталин). Виды формаций: 1 первобытно-общинная (гос-ва не было) 2 рабовладельческая 3 феодальная 4 капиталистическая 5 социалистическая переход от одной форм. к другой происходит под воздействием изменений в экономических отношениях. Замена одного экономического строя другим влечет и изменения в гос-но-правовой надстройке гос-ва.. Общественно – экономич форм. сменяют друг друга закономерно: от менее прогрессивного типа гос-ва и права к более прогрессивному. Каждому типу гос-ва свойственен определенный тип экономических отношений, а также экономически господствующие классы. На основе данного типа гос-ва происходит изменение в гос-но – правовой надстройке. Достоинства и недостатки данной теории: Ф.подход объясняет причины возникновения гос-ва и права, а также взаимосвязь гос-ва и права с другими соц.явлениями. Также большое значение и влияние на развитие общества имеют экономические отношения различной формы собственности и интересы отдельных соц.групп. Также развития опред.гос-в особенно Европейск. стран подтверждают правильность данной типологии. Критика формац.подхода: В соотв.с формац.подходом все народы должны пройти все социально-экономич.формации(т.к одна формация закономерно сменяется другой более прогрессивной, но при этом сущ. народы гос-ва у которых путь развития был совершенно иной: Африканские гос-ва, Лат. Америка, Вост. Азия, Россия ). Также Формац.подход не в состоянии объяснить почему разные народы начав много тысяч лет назад свое развитие с разложения первобытнообщинного строя и образов.гос-ва в дальнейшем оказались на разных стадиях гос-но правового развития. Цивилизация- это совокупность нац-х, природно-климатических, экономических, культурных условий и связей в обществе формирующих особый тип общества и гос-ва. Суть цивил.подхода состоит в том, что при характер-ке отдельных стран и народов нужно учитывать не только экон.факторы и классовые отношения, но и духовно-культурные факторы(Националь.особенности ,традиции, религия, обычаи).в совокупности все данные факторы образуют понятие «культура». Основоположником данной теории явл.историк Тойнби . он определял, что цивилизация есть замкнутое локальное состояние общества отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и др.признаков. Им было выделено около 100 цивилизаций. В наст время последователем цивилиз.подхода пришли к выводу о существовании 8 важнейших цивилизаций: 1 Западная(Зап.Европа, США,Канада, Австралия) 2 Исламская (Иран, Ирак, Пакистан, ОАЭ) 3 Китайская (Китай, Индонезия, Лаос) 4 Индуистская(Индия, Бангладеш) 5 Японская (Япония) 6 Русская (Православная) 7 Латино-Американская (Бразилия, Чили, Перу) 8 Африканская Достоинства: Данный подход позволяет рассматривать гос-во не только как организацию политич.господства одного класса над другим, но и как влияние на развитие гос-ва и права духовно-культурных факторов. Недостатки:данная типология в наст.время не доработана. В юр.науке отсутствует типология гос-ва и права по цивилиз.подходу. Существует выделение только цивилизаций. Данные типологии нельзя противопоставить др.другу, они взвимно дополняют др.друга, что позволяет наиболее полно охарактеризовать опред. тип гос-ва и права с учетом соц-экономических культурных факторов.
|