КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теории происхождения государстваТеологич.(божеств.) теория объясняет возникн. гос-ва и права божеств. волей. Ее представитель -Ф. Аквинский: уподобляли процесс возникн. и развития гос-ва и права процессу сотворения богом мира. Теолог. теория отстаивает идеи незыблемости, вечности гос-ва, необходимости всеобщего подчинения гос-ной воле как власти от бога. Договорная теория( VII - VIII вв.; Гроций, Гоббс, Дж. Локк): до появления гос-ва люди находились в «естеств. состоянии»- свобода и равенство всех членов общества (Дж. Локк), война всех против всех (Т. Гоббс). Органич. теория (Г. Спенсер (XIX в.): гос-во- как продукт развития органич. вещества, формир. с низшей стадии, т. е. органич.теория уподобляет гос-во живому организму, сост. из клеток, сост. частей (люди). Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию, и таким образом обеспеч. норм. функционир-е всего гос-ва. Патриарх. теория (Аристотель, Конфуций): гос-во возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Разрастание семьи ведет вначале к появл. поселений, которые затем преобраз-ся в гос-во. Глава этой семьи становится главой гос-ва — монарх. Теория насилия (XIX в., Германия, варианты - как теория внутр. насилия и теория внешн. насилия). Теория внутр. насилия (Е. Дюринг.): гос-во возникает в результате насилия одной части общества над др. в целях подчинения меньшинства большинству. Гос-во создается как сила, выраж. общ-ные интересы. Основоположн. теории внешнего насилия явл. Л. Гумплович и К. Каутский. Они объясняли возникн. гос-ва и права факторами военнополит. хар-ра: завоеванием одним племенем др. Для подавления порабощенного племени и создавался гос-ный аппарат, принимались нужные законы. Марксистско-ленинская теория, созд. К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным, объясняет возникн. гос-ва как результат естеств. развития первобытного общества, развития прежде всего экономики, которое не только обеспеч. матер. условия возникн. гос-ва и права, но и опред. соц.классовые изменения общества, представл. собой важные причины и условия возникн. гос-ва и права. Марксистсколенинская теория происхожд. гос-ва вкл. два подхода: 1) в советской науке господств. роль отводилась возникн.классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримой классовой борьбе. В результате этой непримиримости возникает гос-во; 2) по мере эконом. развития усложняется само общество. Повышение производит-ти труда — к появл. избытка продуктов-распред. между всеми членами семьи, родом, племенами неравномерно-приводит к имущ-ному неравенству и расслоению общества на классы: эксплуататоров, владеющих орудиями произ-ва, и эксплуатир., продающих свой труд. Как только образ.классы, возникает классовая борьба, отсюда гос-во — это аппарат угнетения одного класса другим. Психолог.теория ( XIX в., Петражицкий): психика людей — фактор, опред.развитие общества, в том числе его мораль, право, гос-во; понятие и сущность права выводятся прежде всего через психолог. закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно атрибутивный хар-р, т. е. представл. собой переживания, чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обяз-ти сделать что-то (императ. норма); все правовые переживания делятся на 2 вида — переживания позитивного (установл. гос-вом) и интуитивного (личного) права. Достоинства психолог. теории: обращено внимание на психолог. процессы, которые выступают реальностью наряду с процессами эконом., полит.- нельзя издавать законы без учета соц. психологии; повышает роль правосознания в правовом регулир-и и в правовой системе общества; источник прав человека здесь «выводится» из психики самого человека. Слабой стороной теории явл. слишком сильный толчок в сторону психолог. факторов в ущерб др. (соц.-эконом., полит.), от которых тоже зависит природа права.
|