КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность государстваСущность гос-ва как общ-ного явления - множество взаимосвяз. внутр. и внешних элементов и отношений, придающих ему кач-ную опред-ть универс. управляющей системы. Соц. и нравств. сущность: гос-во носитель общечеловеч., общесоц. начала, явл. выразителем интересов всего общества.Аристотель, Г. Гроций считали, что сущностью (целью) гос-ва явл. устроение лучшей жизни для всех, это сосредоточ. умственных и нравств. интересов граждан, достижение соц. блага. Юрид. и тер-ная сущность: гос-во как организацию властвования на основе права на опред. тер-рии (Шершеневич и др.) Классовая сущность (К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин): сущность гос-ва в диктатуре (господстве) одного класса над др., общество не имеет единой цели, оно расколото. В соврем.понимании гос-во представляет собой сложную многофункцион. целостность. Оно отл. наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общ-ных проблем. Оно выполняет задачи, необход. для обеспеч. норм. функционир-я любой человеч. общности, — защиту безопасности, сохранение мира, преодоление соц. противоречий, охрана прав и свобод человека. Высшее общ-ное предназнач. гос-ва — гарантия норм., безопасной жизнедеят-ти общества, созд. таких условий, при которых целостность общества и его надлеж. функционир-е достигаются поср-вом эконом. и духовных факторов. Сущ-ным признаком гос-ва признается тер-рия. Гос-во как полит. структура обладает сложным строением- законодат., исполнит. и судебная. Гос-во — это единая полит. организация общества, которая распростр. свою власть на всю тер-рию страны и ее население, располагает для этого спец. аппаратом управления, издает обязат. для всех веления и обладает суверенитетом. Признаки гос-ва:
8. Типология гос-ва и права: разл. подходы- формац. и цивилизац. 1. Формац. подход (в основу опред. типа гос-ва кладется общ-ноэконом. формация). Формация — опред. ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, опред. способом произ-ва и хар-ром произ-ных отношений. Энгельс и Маркс: три макроформации: архаическая (древняя); эксплуататорская; коммунистич. Критерии, по которым опред. формация: наличие частной собст-ти; наличие классов; отношение этих классов к частной собст-ти. Сталин, пять формаций: первобытнообщин.; рабовладельческая; феод.; капиталистич.; социалист. Типы гос-в по формац.подходу: рабовладельческий ( распад общества на антагонистические классы, отл. между которыми закл. в разнице по отношению к ср-вам произ-ва); феодальный (собст-ть феодалов на землю как гл. ср-во произ-ва в эпоху феодализма, сочет. с собст-тью лично завис. от них крестьян); капиталистич. (буржуазный) (функц-ет на базе произ-ных отношений, осн. на капиталист. частной собст-ти на ср-ва произ-ва и юрид. независ-ти рабочих от эксплуататоров (буржуазия)); социалистич. (соц. революция, возглавл. рабочим классом. Высшей фазой социалистич. общества станет коммунизм). 2. Цивилизац. подход (ступень общ-ного развития и матер. культуры, хар-ная для той или иной общ-нополит. цивилизации). Цивилизация -и синоним культуры, и уровень, ступень развития матер. и духовной культуры, ступень общ-ного развития, след. за варварством (Ф. Энгельс). Виды цивилизаций: локальные (сущ. когда-либо в каком то конкретном месте, например шумерская, эгейская, индская); особ. цивилизации (западноевропейская, российская, исламская, буддистская); древние, средневековые и соврем.; крестьянские, пром-ные и научнотех. По тер-ному фактору критериями цивилизации явл.: тер-ное расположение и климат. А. Тойнби, под «цивилизацией» понимал относит. замкнутое состояние общества, отлич. общностью культурных, эконом., географ., религиозных, психолог. и др. факторов. Типы гос-в в рамках цивилизац.подхода: на основе техникоэконом. показателей выделяются гос-ва аграрной, индустриальной и постиндустр. цивилизации; по религиозному признаку (христ., православные и мусульм. цивилизации).
9.Современные теории сущности государства и права Авторы расовой теориисущности гос-ва учит. роль биолог. факторов ( Гобино): в мире сущ.«высшие» расы, призв. господствовать, и «низшие» расы, которым по своей природе предназнач. находиться в подчинении у «высших» (Германия в 30-е годы, ЮАР). В середине XX века возникает ряд теорий сущности гос-ва: Теория «элит»(гос-вом управляет элита — верхушка общества, т. к. народные массы не способны этого делать. Элита формир.по разл. признакам: происхожд-е, образ-е, опыт, способности и т. д. Сущ. несколько элит, между которыми идет борьба за власть); Плюралист. демократия(общество – совок-ть соц. объед. групп людей, образ. по разл. осн. - возраст, профессия, место жит-ва, круг интересов. Каждый человек обладает частичкой гос-ной власти, участвует в управлении гос-вом через полит. организации, которые оказ. давление на органы гос-ва и направл. гос-ную политику); Теория всеобщего благоденствиягос-во не должно вмешиваться в общ-ную жизнь за искл. случаев правонарушения. Гос-во становится надклассовым, выражает интересы всех слоев общества и обеспеч. их благоденствие); Теория правового гос-ва(вся деят-ть правового гос-ва должна осущ. на основе права); Теория технократ. гос-ва(успехи многих стран закл. в освоении и использ.техн. ср-в. Развитие техники позволит по-новому решать многие вопросы гос-ного управления — проводить опросы, референдумы с помощью радио- и телетехники); Теория конвергенции- прогнозирует дальнейшее развитие гос-ва и рассматр. взаимное влияние двух систем: капиталистич. и социалистич. Происходит обмен между этими гос-вами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение гос-в по их сущности, формам деят-ти).
|