Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СМИ в контексте семиотики и структурализма




Структурализм – междисциплинарный подход (зародился во Франции, становится популярным в 60-70 гг. 20 века), в основе которого лежит преимущественно структурная лингвистика (идеи Фердинанда де Соссюра о языке как знаковой системе). Суть подхода – поиск глубинных внутренних структур, детерминирующих реальность (это структуры языка и мышления). Яркие представители – Клод Леви-Стросс (социальная антропология), Луи Альтюссер (социальная теория и философия), Ролан Барт (литературная критика и культурология), Жан Лакан (психоанализ), Мишель Фуко (история идей).

Структурализмоказал влияние на развитие семиологии – науки о свойствах знаков и знаковых систем. В фокусе внимания семиологии – знаки как носители значений; коды или системы, в которые знаки организованы; культура, в рамках которой происходит оперирование знаками и кодами. Семиотика - наука о знаках. Сообщение, которое передается уже закодировано (внешность, речь, мимика). Технические коды: ракурс, освещение, графика. Коды– преобразуют сообщение в целое. Коммуникаторы предпочитают кодировать сообщение, навязывать аудитории предпочтительный смысл. Получатель не обязан принимать сообщение таким, каким оно было ему послано. Они могут сопротивляться идеологическому влиянию. Смыслы могут получиться разными.

Знаки бывают двух типов. Во-первых, это естественныезнаки, те явления в природе, вроде изменения цвета листьев, которые представляют нечто другое, например приход осени. Во-вторых, искусственныезнаки, элементы, которые были созданы, например флаг, чтобы представлять что-нибудь еще в социальном мире, скажем патриотизм и долг. Эти искусственные знаки эффективны только в том случае, если люди договорились об их значении, т.е. они «интерактивны»: два или более человека должны договориться в дальнейшем реагировать на этот знак относительно постоянным образом. Американский культуролог Джон Фиске рассматривает систему кодов телевидения, которая включает 3 уровня:

1) социальные коды (например, внешность, жесты, речь героев);

2) технические коды (камера, освещение, музыка и т.д.),

3) идеологические коды (например, индивидуализм, материализм и т.д.).

Медиатекстыпо Дж. Фиске – не просто закодированные коммуникатором сообщения, это еще продукт активности своих читателей (которые атрибутируют тексту определенные смыслы и значения в момент его прочтения). Большинство аудитории постоянно меняет или отклоняет доминирующую идеологию, заложенную в сообщениях СМИ. Т.е. медиатексты имеют множественные варианты прочтения / потребления аудиторией. Фискетакже считает, что аудитория способна сопротивляться, выбирая альтернативные стратегии восприятии массовой информации. Медиатексты по Дж. Фиске – это еще продукт активности своих читателей (которые атрибутируют тексту определенные смыслы и значения в момент его прочтения). Текст возникает в процессе чтения и восприятия аудиторией. Чем реалистичнее сообщение, тем ограниченнее смысл, который может сконструировать аудитория. Чем полисемичнее, тем более открыт для получения альтернативных смыслов.

Схожие взгляды у итальянского семиолога и писателя Умберто Эко. Например, в статье «К семиотическому анализу телевизионного сообщения» (1972) он рассматривает коды и субкоды, лежащие в основе телевизионного сообщения:1) портретный код; 2) лингвистический код; 3) звуковой код. Эко также подчеркивает активную роль аудитории в интерпретации медиа-сообщений.

В анализе повествовательной структуры текстов массовой культуры (например, романов Флеминга о Джеймсе Бонде) Эко исходит из идеи Владимира Проппа (основатель русского формализма) об инвариантной структуре народных сказок. Подход В. Проппа часто используется для выявления мифологических сюжетов в СМИ (особенно при освещении предвыборных кампаний) – некоторые называют это культурно-мифологическим анализом.

Критика структурализма – за формализм, схематизм, антиисторизм, онтологизацию структур, исключение субъекта (важны только структуры).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты