КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отечественная публицистика второй половины XX века: предмет, метод, жанр. Отражение реалий эпохи в творчестве выдающихся публицистов.Сов пуб-ка 2п. 20в. многое унаследовала от ведущих очеркистов, фельетонистов, репортеров 30х г. и послевоенных лет, не говоря уже о писательской публицистике периода ВОВ. Новые тенденции в политике, экономике, общественных отношениях, проявившиеся в жизни советского общества в конце 50-х – начале 60-х гг., не оставляли сомнений в том, что было многое сделано для совершенствования форм и методов деятельности советского государства, для преодоления последствий культа личности Сталина. Но идеологический пресс прошлого продолжал довлеть, в том числе над литературой и журналистикой. Не будет преувеличением сказать, что нынешние духовные перемены в какой-то мере обязаны своим рождением времени «оттепели», сформировавшему либеральные настроения у части интеллигенции и поставившему на повестку дня обсуждение многих социально значимых вопросов. И дискуссионность в СМИ, которая сегодня не редкость, также ведет свое начало в нашей журналистике с 1950-х гг. В это время средства информации делали первые шаги в постижении культуры полемики, организуя обсуждения по самым различным темам. В это время публицист – не только публицист-художник, но и публицист-аналитик действительности. Идет противопоставление художественного и документального. Предмет – человек, метод – детальнейшее исследование действительности, вглубь, жанр – очерк (оттепель), аналит. статья (застой). Первой ласточкой отечественной публицистики стала повесть Ильи Эренбурга “Оттепель” в 1954 году. В ней он показывает судьбы разных людей, герои ведут дискуссии о театре, живописи, спорят о том, о чем не могли заговорить еще несколько лет назад. Социально-экономические темы, судебные очерки, на тему морали. Время застоя. Публицистика – инструмент в руках партии. В 1973 году Союз писателей принимает решение создать совет публицистики при Союзе. Пленум правления Союза писателей рассмотрел вопрос «об усилении публицистического жанра». Ежегодник лучших очерков в 1975 году “Шаги”, Очерк-79 и т.д. Это время – расцвет советского очерка! Популярны судебные очерки (печатаются в «Известиях», «Правде», «Литер.газете»): преступления, их причины, юридические знания и т.д. Представитель – Ольга Чайковская. В судебных очерках акцент на раскрытие морального мотива преступления. В них недозволительная, но неизбежная критика судебной системы. Портретные очерки наименее популярны в этот период. Очерки как монолог героя часты. Анкетная справка о герое, иногда внешняя характеристика, потом монолог. Зарубежные очерки популярны. Дают хоть какое-то представление о том, что происходит в мире: Битов «Уроки Армении», Михайлов «Я иду по меридиану». Подвергались критике за идеализацию западного образа жизни. Популярны очерки на тему морали и нравственности (И.Руденко). Наиболее распространенными в прессе были портретные, событийные и путевые очерки. Многие публицисты выступали с проблемными очерками. Важные и актуальные вопросы поднимали в своих очерках 1953-1955 гг. В. Овечкин («Районные будни»), А. Калинин («На среднем уровне»), А. Первенцев («Агроном Анна Бугаева»), И. Рябов («В эти дни») и другие. Во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. в центральных и местных газетах появилось много портретных очерков под рубрикой «Герои наших дней». В «Правде» под этой рубрикой были опубликованы очерки Н. Денисова и С. Борзенко – «Небесные братья», Е. Рябчикова – «Игорь Курчатов – академик атомного века», В. Ткаченко – «Здравствуй, Валентина Гаганова!», Ю. Смуула – «Мой современник» и другие. В 1961 очерки «Правды», «Известий», «Комсомольской правды» и других газет издали отдельными книгами. Газетный очерк невелик по объему. Темы газеты, ее задачи предопределяли и относительную быстроту создания очерка. В этих условиях экономии времени и площади требовались особая сила всех средств выразительности, особая отмобилизованность, так как сказать сжато, но веско, впечатляюще, может лишь тот, кто думает много и хорошо. Именно эти качества характерны для А. Аграновского, Т. Тэсс, Е. Богата, А. Стреляногого, Э. Максимовой, Н. Александровой и других лучших газетных очеркистов этой эпохи. Татьяна Тесс почти 50 лет была спецкором «Известий». Очерки о встречах с известными людьми. В ее работах воспевался героический труд советских людей, их готовность к испытаниям. Очерки Тэсс – своеобразная летопись эпохи, но другой, ставшей началом отхода от догм и стереотипов мышления. Именно поэтому ее публицистика гораздо менее схематична. Своим творчеством Татьяна Тэсс возродила традицию «нравственной журналистики», прерванной в отечественной печати после октября 1917 года.О популярности очерков Татьяны Тэсс на темы морали можно судить по тому, что вскоре у нее появились последователи. В «нравственную журналистику» за ней в своем творчестве пошли Вера Ткаченко из «Правды», Ольга Чайковская из «Литературной газеты» и другие. Ее подруга Ф. Раневская называла это «сопли в сахаре». Ярослав Голованов – журналист космической темы. «Заметки вашего современника» (его дневниковые записи 1953-2001гг): факты истории, встречи с интересными людьми. Василий Песков пришел в «КП» в 56г., традиционно вел рубрику «Окно в природу». А.Аграновский, историк по образованию, военный журналист, мультипликатор и т.д. С 1961г. спецкор «Известий». Три уровня постижения журналистики «Что? Как? Почему?» он придумал. В его очерках четкая авторская позиция, парадоксальность изложения. Уже в первые годы работы его особенно привлекал жанр очерка. Любимым героем Аграновского был энтузиаст, борющийся за общественную пользу в разных сферах деятельности. Автор не навязывал читателю однозначного взгляда на описываемые события, предоставляя ему возможность делать самостоятельные выводы. Неоднократно подчеркивал, что суть его журналистской позиции заключается в доверии к читателю. Его очерки можно назвать воспитательными, у него присутствует момент морализаторства, но он вполне уместен. Он рассматривает человека через социум, через конкретные случаи выходит на общественную жизнь. Аграновский во всем видит обратную сторону медали, он часто обрисовывает парадоксальные ситуации, то, что кажется очевидным, он ставит под сомнение (например, очерк «Растрата образования», ВО не всегда хорошо, карьерный рост тоже). Аграновского отличает очень тщательная работа с информацией (общение с очевидцами, анализ данных). Очерки Аграновского многогранны, для их создания он использует разнообразные методы сбора инфы: наблюдение, работа с документами, интервью. Получив сведения методом интервью, он перепроверяет данные, работая с документами (очерк «Как я был первым»), Аграновский здесь же подчеркивает, что он описывает и упоминает только то, что видел сам лично. Он открыто заявляет о своей позиции, дает читателю самому прочувствовать многое, через сопоставления, через ситуации описанные с юмором. Тон Аграновского обстоятельный, доказательный, каждый факт вписан в контекст. Его очерки можно назвать очерками мысли и человека. Заголовки очерков всегда привлекают внимание, интригуют («Вишневый сад», «Крушение карьеры»). Во всех очерках присутствует активная авторская позиция. По словам Ю. Черниченко, Аграновский был и остается «мерилом современности», эталоном целого поколения, а его газетное творчество – «обязательным чтением думающей части страны». «Совестью общества» он стал именно в начале 1960-х гг., когда появились его очерки «Вашу руку, Иван Иванович!», «Сержанты индустрии», «Письма из Казанского университета». В них автор критикует формальный подход к воспитанию молодежи, так как он, по его мнению, тормозит развитие науки, способствуя приходу в нее случайных людей – одни вкладывают в науку всю страсть, другие служат при ней без призвания, потому что так уж сложилась их судьба. Немалую роль в развитии публицистики того времени сыграла сельская публицистика или деревенская проза. Это явление на перекрестке путей и течений политической, философской, эстетической мысли, экономических и нравственных поисков, научного и художественного исследования жизни. «Деревенщики» являются представителями разных поколений и литературных школ. Романы, повести, очерки, публицистические статьи «деревенщиков» - это высказывания, реплики, аргументы и контраргументы в непрерывном общественном диалоге. В них много реминисценций, явных и неявных ссылок, прямых и косвенных цитирований идей то единомышленников, то оппонентов, подчас превращаемые в сюжетообразующий прием. Характерный пример Ю.Черниченко в очерке «Про картошку» рисует портрет хозяйственника подлинно нового, современного типа – председателя колхоза «XVI годовщина Октября» кандидата экономических наук и выученика знаменитого Акима Васильевича Горшкова – Степана Петровича Гинина. Писателя интересует и образ мышления председателя, определивший образ жизни колхоза, и некая странность: «Уже второе поколение журналистов подступается к этой издали заметной фигуре…а прочности положения все никак нет». Ю.Черниченко показывает, даже не живописуя, а лишь «фотографируя» Гинина, но расставив вокруг особые источники освещения: явные и скрытые цитаты, деловые и философско-нравственные идеи деревенской прозы и публицистики. Особо характерно для «деревенщиков» то, что синтез традиционно-художественных и «журналистских» форм выражения как путь эстетического новаторства является здесь поиском способов вмешательства в жизнь, свидетельством гражданской активности литераторов. Происходит освоение публицистами беллетристических жанров для разрешения «внехудожественных», социально-организационных задач и превращение статьи или очерка в художественное явление. “Районные будни” Овечкина в “Новом мире”. Пример воздействия журналистики на сознание. Конфликт между двумя секретарями райкома. Энергия первого – на выполнении плана, второй – внимание к людям и это главное. В период оттепели новый подход к раскрытию образа современника: нет схематизма, а есть личность. Годы перестройки – повальное увлечение публицистикой. Публицистика является индикатором массового настроения. Основные темы: Экономическая – главная проблема. Что делать? Куда идти? Рыночная экономика или социализм с человеческим лицом? (Шмелев «Авансы и долги» (в «Новом мире»): за реформы, Стрельшина «Приход и расход») От этих статей шла дальнейшая полемика. 2. Сельскохозяйственная тема.Белов, Астафьев, Распутин, Черниченко. Проблемы: обезлюдивание деревень, объявление деревень неперспективными, нехватка продуктов питания, проблема плохого хозяина, частная собственность или хозяйственная. 3. Историческая тема.Публикуются произведения исторического прошлого страны. (Рыбаков «Дети Арбата», Солженицын «Архипелаг Гулаг», произведения о ВОВ). Авторы-эмигранты 1,2,3 волны: Федотов, Бердяев, Розанов. Мемуары о Деникине, Врангеле, Колчаке. В начале перестройки можно было критиковать Сталина, в конце перестройки и Ленин потерял свой авторитет. «Огонек» о Ленине: «вынести тело Ленина из мавзолея и предать земле» - посягнули на самое святое. Марксистско–ленинская идеология была уничтожена. Были открыты архивы, народ узнал тайны политики и партий. 1988 г – тысячелетие Крещения Руси. Атеистская пропаганда исчезает со страниц журналов и газет. Переосмысляется роль православия, монашества. Стремление сделать православие, веру национальной идеей. 4. Национальная тема. С августа по октябрь 1990 года - парад суверенитетов. 6 августа 1990 г РСФСР Ельцин сделал в Уфе заявление: «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Возникают мощные движения за независимость, самостоятельность, отделение от Советского Союза. Людей насильно отучают любить Советский Союз. Обсуждаются проекты новой конституции (1993). Обсуждаются вопросы о государственном устройстве: федерация или конфедерация. 5. Экологическая тема. Поднимается во всем мире. 1985-1987 – проблема озера Байкал. (из-за крупного бумажно-целлюлозного завода проект «Реки вспять»). Сергей Павлович Залыгин боролся за судьбу Байкала. В «Новом мире» была напечатана его статья «Поворот»: тема глубже, чем поворот рек, говорил о перестройке. Из-за данной статьи и общественного недовольства проект принят не был. Популярными были публицистические сборники «Иного не дано» и «Если по совести». Иного не дано – 19 партийный съезд. Сборник статей ведущих советских ученых и публицистов о проблемах перестройки. В книге затронут самый широкий спектр проблем: экономика, история, культура, идеология, политика, социальные структуры. В ней участвуют ученые-естественники и ученые-гуманитарии, писатели и публицисты. Имена многих из них широко известны не только в СССР, но и за его пределами. Среди авторов - лауреат Нобелевской премии мира академик А. Сахаров «Неизбежность перестройки», В.Гинзбург «Против бюрократизма, перестраховки и некомпетентности», С.Залыгин «Наступаем или отступаем?», В. Киселев «Сколько моделей социализма было в СССР?». СМИ стали своеобразным «зеркалом» этого достаточно сложного и противоречивого периода. Они не сумели изменить «лицо» общества в целом, однако в меру своих возможностей попытались обновить его. Журналистика в эти годы, бесспорно, продемонстрировала свое тематическое своеобразие, принципиально новые подходы в раскрытии образа тогдашнего современника, а также иной, чем прежде, уровень организационно-массовой работы. 75. Общероссийская газета «Русское слово» И.Д. Сытина В.М. Дорошевича в начале XX века. С 1897 С. стал официальным издателем газеты. В 1902 он пригласил к себе редактором Власа Мих. Дорошевича -“короля русского фельетона”. С. хотел создать “народную газету” для “пестрого читателя”. Один из псевдонимов Д. - “Сын своей матери”. Основной прием Д. - короткая строка. [Фельетон Д. “Старый палач” посвящен Буренину, воскресному фельетонисту “Нового времени”. Суворин посоветовал Буренину не отвечать, и скандал не разразился.] Сытин и Дорошевич заключили соглашение, по которому “РС” Сытина не должно было ничем напоминать журнал “РС”, закрытый в 1866; Сытин обязался не вмешиваться в редакционные дела; Д. обязался поставлять 52 фельетона и столько же обзоров событий в год. “РС” была самая информированная и информационно насыщенная газета, имела корреспондентов во многих уголках России, оперативно подавала внутрироссийский материал. Немаловажно, что в провинцию “РС” приходило гораздо раньше остальных газет (в то время успех периодических изданий во многом определяла провинциальная аудитория). + Хорошая международная информация (“РС” не только имело корреспондентов за границей, но и заключило контракты с зарубежными изданиями об обмене информацией). Дорошевич изучил историю зарубежной печати и, придя в газету, поставил ее на “европейский лад”. Почтовую связь заменил телефоном и телеграфом, разослал собкоров по крупным городам России и зарубежных стран и т. д. Редакция находилась рядом с «Известиями» и поразила всех. У Дорошевича был свой кабинет и приемная в который нельзя было попасть без доклада. Массовому успеху “РС” способствовала и фактическая внепартийность газеты, хотя в широком смысле она вписывалась в систему т. н. буржуазно-либеральной прессы. Дорошевич называл “РС” “газетой здравого смысла”, стремясь встать над партийными пристрастиями. В начале 20 в. были люди, для которых партийные программы были слишком узки - например, Чехов (которого критиковал за это Михайловский), или Гиляровский (он тоже не принадлежал ни к какой политической партии). Д. понял, что вовсе не обязательно строго придерживаться партийной ориентации. Однако, несмотря на внепартийность “РС”, в газете иногда можно найти политические мнения - например, критику большевиков (фельетон Д. “Стенькоразинщина”). Почти по всем общественным вопросам “РС” занимало гуманистические позиции, однако в 1914 не удержалось от ура-патриотических, “обороннических” настроений, подхватив лозунг “война до победного конца”. В ходе войны “РС” проповедовало социальный мир внутри страны, призывая воздержаться от стачек, шествий и т. д. Февральскую революцию почти вся русская печать приняла восторженно, но потом “РС” стало довольно резко критиковать действия Вр. Пр., которые могли спровоцировать социальный взрыв. Характерно, что при своем негативном отношении к большевикам, Д. и после октябрьского переворота стремился оставаться вне политики и отказался участвовать в белогвардейском движении, сказав: “не хочу испортить свой некролог”. Эта позиция характерна для всей газетной деятельности Д. С 1901 по 1917 год еженедельно по воскресеньям как иллюстрированное приложение к газете выходил иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал с карикатурами "Искры". Закрыта постановлением Московского ВРК. С января по июль 1918 выходила под измененными названиями («Новое слово», «Наше слово») и окончательно закрыта.
|