КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характерные черты лжеучений.Павел предостерегает через своих адресатов верных против «иных учений», «басней» (1 Тим. 1, 4), «родословий бесконечных» (1 Тим. 1, 4; Тит. 3, 9) и прочего «пустословия». Исходя из этих слов, которые употребил ап. Павел, можно очень поверхностно догадываться о характерных чертах обличаемых лжеучений. Так, слово басни («muqoi») может указывать на мифологию гностических учений. Упоминание родословий(«genealogiai») можно отнести к гностическому учению об эманации, в котором говориться об истечении множества духовных сущностей из некоторого верховного Существа. Далее, поскольку некоторые из них уклонились в пустословие, желая быть законоучителями («nomodidaskaloi») (1 Тим. 1, 7), а также из упоминания «обманщиков из обрезанных» (Тит. 1, 10) и «прений о Законе» (Тит. 3,9), можно говорить об иудаистическом направлении того гностицизма, с которым столкнулся ап. Тимофей в Ефесе, а Тит на Крите. Этому пустословию (mataiologia) Павел противополагает здравое учение (ugiainh didaskalia) (1 Тим. 1, 10. Тит. 2, 1), здравые слова Господа Иисуса Христа (1 Тим. 6, 3). В 1 Тим. 4, 1-5 говориться о некоторых лжецах, которые запрещают вступать в брак и заставляют воздерживаться от разных видов пищи. Отрицание брака и крайнее пищевое воздержание, которому ап. Павел противополагает свое убеждение, что «всякое творение Божие хорошо», показывает, что мы имеем дело с гностическим дуализмом, для которого материя была злом (ср. новое предупреждение в ст. 7 против мифов). Этот дуализм приводил, в истории гностицизма, к двоякой практике – к крайнему аскетизму или, наоборот, к крайнему либерализму, предельной распущенности. Из 1 Тим. 4 вытекает, что те гностические течения, о которых ап. Павел осведомляет Тимофея, отличались аскетическим характером. Вооружая Тимофея для борьбы с лжеучениями, Апостол предостерегает его и против преувеличенной оценки аскетизма. В заключении Послания к Титу, ап. Павел отмечает особенность, которую необходимо учитывать при общении с еретиком – «отвращаться после второго вразумления» (Тит. 3,10). Такой еретик остается безответным и сам осуждает себя, ибо не может сказать, что никто не вразумил и не научил его (бл. Феофилакт).
В пастырских посланиях апостол Павел обобщает догматическое учение, он не сообщает ничего нового. Здесь мы видим догматические формулировки. Догматических утверждений здесь не мало, прежде всего утверждения, относящиеся ко Христу, учение о Христе. В посланиях апостола Павла мы можем видеть некое терминологическое развитие. В самых ранних посланиях имя «Бог» относится к Богу – Отцу, постепенно это имя начинает прилагаться и ко Христу. Христос есть Бог, Спаситель. Причем апостол Павел говорит о том, что это воплотившийся Бог. «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16). В этом одном стихе – домостроительство Христово обобщено. Христос Бог воплотившийся ради нашего спасения. Христос Спаситель и это есть благодать – говорит апостол – это благой дар нам. Христос определяется апостолом Павлом как Единый Посредник между Богом и человеком. Человек Иисус Христос, в силу своей воплощенности может быть посредником, ходатаем за нас перед Богом Отцом. Далее апостол Павел говорит о Христе как о Боге Воплотившемся, страдавшем и Воскресшем, особое ударение на значении Воскресения Христова в этих посланиях. Христос воскрес – из такого учения о Христе вытекает и учение о нашем спасении. Христос Спаситель – так определяется апостолом Павлом в этих посланиях. Сотериология напрямую зависит от христологии. Мы спасены, потому что Христос воплотился. Так же напрямую от христологии зависит и экклезиология. Самое известное экклезиологическоеутверждение это слова из первого Послания к Тимофею, III глава: Церковь есть «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15).Много толкований этого образа, самое простое архитектурное. Раньше не умели строить больших зданий, и посреди должен был быть несущий столп, и если его снести, то рушилось все здание. Церковь и есть то основание, на котором все здание зиждется. Без Церкви все рухнет, спасение невозможно. Другие говорят: нет, апостол Павел пишет в Ефес, а в Ефесе было одно их чудес света, храм Артемиды. А в храме Артемиды было 127 богато украшенных колонн. Помимо этих колонн, сам храм назывался столпом. Это было синонимом богатства, стабильности, всемирной известности, славы. Церковь и есть всемирная слава. Во всяком случае, Церковь есть основание нашего спасения, Христос спасает нас через Церковь. Эсхатология – апостол Павел говорит о нашем спасении во Христе, в будущем нашем. Учение о конце мира, I Тим. 6, 15-16: явление Господа нашего Иисуса Христа я проповедую, «которое в свое время откроет блаженный, единый и сильный Царь царствующих, Господь господствующих, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может». Так Бог откроет Свое царство славы через Христа во втором пришествии. Не ослабели эсхатологические ожидания, они приняли иную форму, апостол говорит о последних временах – «знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие, люди будут сребролюбивы, самолюбивы, горды, надменны, злоречивы, предатели…» (2 Тим. 3:1-9) – вот что будет, полное падение и отступление, апостасия. Люди последних времени будут страшными грешниками – пророчествует апостол Павел. Он говорит не об огненном прещении, а о человеческом падении. Иногда расширенно толкуют стих апостола Павла – учить жене не позволяю. По-видимому, апостол говорит о невозможности исполнения женщиной вероучительной функции на месте предстоятеля – священника. Это вовсе не означает, что женщина не может быть носительницей пророческого дара.
|