Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Учение о Сыне Божием




Евр. начинается с введения (глл. 1-2), тема которого – учение о Сыне Божием. Оно говорит о совершенном исполнении в историческом явлении Сына частичного и дробного откровения Ветхого Завета. Учение Евр. 1:1-4 о Сыне, Которому принадлежит Божественное достоинство, чрез Которого Бог сотворил мир, и Который, совершивши Собою, т. е. силою Своего искупительного подвига, очищение наших грехов, вошел во славу. Прославление Сына выражается в наследовании Им имени, возвышающего Его над Ангелами (1: 4). Эта тема о превосходстве Сына над Ангелами и развивается в 1:5-14: составители Евр. стараются показать, в чем это превосходство выражается. Гл. 2, тоже относящаяся к введению, говорит о нашем спасении чрез Сына. По учению Евр., спасение, которому полагает начало Сын, связано с царственным положением человека. Человек – выше Ангелов, поскольку Ангелы не более, как «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (1:14). Умаление человека перед Ангелами – временное и даже кратковременное (2:7 русский перевод «немного», собственно: на короткое время). Потому кратковременным было и уничижение Сына в Его воплощении. Умаление человека еще продолжается (2:8). Иисус за претерпение смерти уже увенчан славою и честью (2:9-10). Но этот же путь открыт чрез Него и для «многих сынов» (2:10), иначе говоря, для людей, усыновленных Богу чрез служение Сына Божия. Временное уничижение человека должно закончиться и для него вхождением в славу. В своем воплощении Сын Божий стал братом людям (2:11 и слл.), тем «многим сынам», о которых была речь в 2:10. Для спасения их, он уподобился им во всем и претерпел всяческое искушение (2: 18) – в 4:15 уточняется: кроме греха – для того, чтобы помочь искушаемым. В этом – смысл Его Первосвященнического служения (ст. 17).

 

  1. Христос и Моисей. Странствование в пустыне и вхождение в субботний покой (Евр. 3.1-4.13).

Христос – Истинный Бог, Спаситель, Он исполняет обетования о спасении, о котором говорится 7 раз в послании: Бог обетовал спасти Свой народ и это спасение происходит через Христа. Христос – Сын Великого Бога, об этом 12 раз говорится в этом послании. В этом Он противопоставлен пророкам. Он есть Сын, пророки не сыны, Он наследник всего и через Него все создано.

«Сей, будучи сияние и слава, и Образ ипостаси Его, держа все словом, силой Своей совершив Собой очищение грехов наших, воссел одесную величия на высоте, будучи столь превосходнее ангелов, сколь величественнее наследовал перед ними Имя. Христос истинный Сын и Наследник, сияние Божественной славы и образ ипостаси. Он гораздо превосходнее ангелов, о чем речь, превосходнее Моисея, Иисуса Навина, священников земных, Он есть Господь, Его слава всемирна. Это истинный Сын Божий, Он – высший Моисея, что важно для еврейских читателей, потому что для них Моисей – основоположник закона.

Служение Иисуса, как Апостола, сопоставляется с служением Моисея (3:2-6). Будучи верен, как Моисей, Поставившему Его, Он выше его, поскольку Бог выше твари, и Сын выше слуги.

Христианская жизнь в послании представлена как странствие, поиск «Отечества», скитание. Даже Храм называется не Храмом, а Скинией. В этом странствии Христос занимает место Моисея и руководит Новым Исходом к будущему Отечеству. Конечная цель странствия – вхождение в состояние Покоя – Пребывания с Богом, христиане войдут в него, потому что Христос уже там. Исход – прообраз Нового Исхода. Моисей не мог привести Израиль к состоянию Божественного Покоя, более того он даже сам не мог войти в Землю Обетованную. А Христос приведет Израиль к Небесному Отечеству, значит Он выше Моисея.

 

  1. Христос – Первосвященник по чину Мелхиседека. Ветхий и Новый Завет (Евр.4.14-8.13).

 

Упоминание Первосвященнического служения Сына вводит основную догматическую тему Евр. Учение Евр. есть учение о Первосвященническом служении Сына Божия.

Собственно первосвященническому служению Иисуса посвящен отрывок 4:14-10:18. Общая тема отрывка намечена в 4:14-16. Искушенный по человечеству, во всем, кроме греха, Иисус Сын Божий, Великий Первосвященник, прошел небеса. Perfectum греческого слова говорит о Его пребывании по ту сторону небес, – и доступ к престолу благодати открыт и для нас.

Отвечая всем существенным признакам Первосвященнического служения – и общим и частным, – Христос отличается от Первосвященников Ветхого Завета, как «Священник вовек по чину Мелхиседека» (5:6, ср. 10). В таковом Своем достоинстве Он и стал «для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (5:9)

Обетование Аврааму получает осуществление чрез служение Иисуса, как Первосвященника по чину Мелхиседека. В этом Своем достоинстве, он вошел предтечею за нас во внутреннейшее за завесу (стт. 19-20). Его вхождением за завесу доступ в святилище открыт и нам. Но принципиально возможное еще не осуществилось на деле. Как Он вошел, так войдем и мы. Но наше вступление – в будущем.

Превосходство этого Священства над священством Левитским и есть тема гл. 7. Составители Евр. отправляются от образа Быт.14. По смыслу своего имени, Мелхиседек есть Царь правды. Как Царь Салима, он есть Царь мира. Но для них еще знаменательнее молчание книги Бытия. Отсутствие сведений о происхождении Мелхиседека и о той судьбе, которая его постигла после его встречи с Авраамом, толкуется ими в том смысле, что он был «без отца, без матери, без родословия», и не имел «ни начала дней, ни конца жизни» (ст. 3). Это – те свойства, которыми Мелхиседек прообразует Сына Божия в Его Первосвященническом служении. Мало того, Авраам при встрече с Мелхиседеком принес ему десятину и получил от него благословение; тем самым, Мелхиседек выше Авраама, но в лице Авраама ему принес десятину и бывший в чреслах Авраама Левий, тот самый Левий, который, в лице своих потомков, получает десятину от других колен (7:4-10). Отсюда вытекает превосходство священства по чину Мелхиседека над священством по чину Авраама. Но возникновение нового священства на месте старого доказывает отмену старого, а вместе с ним и закона, как бессильного и ненужного (7:11-19). Сущность нового священства, связанного с новым, лучшим, заветом, подкрепленным клятвою Божией, указана в 7: 20-28: прежних священников было много, потому что они были под властью смерти. Они были немощные люди и приносили повторные жертвы. Иисус, в лучшем завете, пребывает, как Священник вовек. Он есть Сын, вовеки совершенный, и Его жертва, в которую Он принес Самого Себя, есть жертва, однократная и неповторимая. «Место» служения Первосвященника Нового Завета есть святилище небесное во славе, «скиния истинная, которую воздвиг Господь, а не человек» (8:1-2). Там и приносит Он Свою жертву.

Фактически автор говорит, что все ветхозаветное священство было прообразом и тенью истинного священства Первосвященника Христа. Но самое важное – Мелхиседек не происходил из священнического рода. Также и Христос, Который по человечеству не от колена Левия, Его первосвященство же превосходней законного левитского.

Помимо этого, для наилучшего осмысления жертвы Христовой она сопоставляется в гл. 9 с жертвенным строем Израиля. Это сопоставление являет существенную противоположность жертв Ветхозаветных и жертвы Христовой, но в то же время и глубокую внутреннюю связь, которая их соединяет, как прообраз и его исполнение. Земной храм есть святилище мирское (9:1 или земное). Приносимые в этом святилище жертвы отмечены печатью несовершенства. Жертвам Ветхозаветным противостоит жертва Христова: связанная с совершеннейшею скиниею, она принесена однократно и стяжала вечное искупление. Сопоставление Храма и Тела снова слышится в 10:20, где Плоть Христова сравнивается с завесою.

Следующая темапротивопоставление Нового и Ветхого Завета. Автор прямо говорит, что с переменой священства необходимо быть перемене закона. Поскольку Христос есть первосвященник по чину Мелхиседека, а не по чину Левия, с переменой священства должен был быть переменен и закон. Христос называется поручителем лучшего закона, лучшего завета. Лучшего завета Поручителем сделался Иисус.

17 раз в послании к Евреям говорится о Новом Завете и сам термин употребляется, из 33 употреблений в Новом Завете вообще более половины мы находим в послании к Евреям. Это тема, очень важная – Новый Завет превосходней Завета Ветхого. Он дает очищение грехов, это завет, который заключен не в крови тельцов и овнов, а в Крови истинного Сына Божия. Это послание написано людям, выросшим в Ветхом Завете. Они не просто отказываются, предают свой Ветхий Завет, они приходя к лучшему и совершенному. Христос, учредив Новый Завет, упраздняет Завет Ветхий, это одна из основных тем. Если кто-то, обещавший веровать Христу, отходит от Него, он теряет лучшее, но и к старому не может вернуться. Старого больше нет. Новый показал ветхость первого, а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Воцарение Нового Завета не только отмена Ветхого, но и упразднение Царства того, кто сделал Ветхий Завет недостаточным для спасения, а именно сатаны. Итак, Новый Завет, заключенный в Крови Христа, упраздняет власть сатаны. это совершилось раз и навсегда (IX, 12): не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровиюоднажды вошел в святилище и обрел вечное искупление. Власть сатаны сокрушена раз и навсегда. То, что совершил Христос, есть вечное совершение, Новый Завет победа над сатаной.

 

  1. Жертва Христова и ветхозаветный жертвенный культ (Евр. 9.1-10.18).

 

Первосвященство Христа по чину Мелхиседекову двоякое, в послании к евреям. С одной стороны, Он приносит жертву, с другой, Он Сам есть приносимая Жертва. Он Сам принес Себя, Непорочного, Богу. Он уничтожил грех, принеся Себя в жертву (9: 26), Своею смертью очистив людей от греха. Почему смерть Христа оказалась действенной, а ветхозаветные священники не могли очистить от греха? Христос вошел в не рукотворенное святилище, по образу Истинного устроенное, но в самое Небо чтобы представить нас пред Лице Божие, не для того, чтобы многократно приносить Себя, как священник, подобно тому как священники входит во святилище каждогодно с чужою Кровию.

Ветхозаветные священники каждый год входят с кровию, а Христос единожды вошел. Он есть истинный Бог и истинный Человек. Он безгрешен и не нуждался в очищении от Своих грехов, и Его кровь есть Кровь Богочеловека, это есть Жертва совершенна и достаточно единократного совершения. В этом первосвященство Христа превосходит ветхозаветное священство, в том, что эта Жертва принесла людям окончательное очищение от греха. Также первосвященство Христа превосходит земных священников и потому, что те служат в земном святилище, а Христос совершил Свою Жертву в святилище небесном, куда принес Свою Кровь.

Еще один аспект служения Христа, как Первосвященника, принесшего жертву, состоит в том, что Он, входя со Своей Кровию в Небесное Святилище, стал Предтечей всех тех, кто следует за Ним: «Куда Предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись первосвященником вовек по чину Мелхиседекову» (6:20). Итак, Христос, принеся жертву в Небесном святилище, открыл путь для всех тех, кто, веруя, исповедует Его Своим Господом, кто следует за Ним. Перед людьми новой эпохи открылся путь в небесное святилище, вслед за Христом. Это также не могли сделать ветхозаветные жертвы.

В отношении Первосвященства Христа и Его служения, употребляются три определения. Он, как Первосвященник, приносит очищение, освящение и совершенство. Он очищает нас от грехов, очищает нашу совесть от мертвых дел, не только внешне: «кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, Непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу Истинному и Живому» (9:14). Ветхий Завет не способен был это сделать, именно поэтому жертвы приносились многократно.

Так, Христос, однажды принеся Себя в Жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения от греха, а для ожидающих Его во спасение. Первое пришествие Христа дало нам очищение от греха. Второе – освящение. Христос сделал искупленных им людей освященными: «мы освящены единократным принесением Тела Иисуса Христа» (10:10).

(12:13) «Иисус, дабы освятить людей Кровию Своей, пострадал вне врат». Жертва Христова противополагается многоразличным и многократным жертвам Ветхого Завета. Она была принесена в самом небе (9: 24) и раз навсегда для уничтожения греха (9:26, 28).

В Жертву приносится сам Приносящий Жертву – Бог Творец.Чтобы принести жертву, надо чтобы было то, что принести. Христос принес Свою Кровь. Без крови не было освящения в ВЗ. Моисей окропил всех кровию после заключения Завета. Жертвы ВЗ являются прообразом Жертвы Христа.

Приносится в Небесной Скинии, хотя закалается на земле вне Иерусалима.Место принесения жертвы Первосвященника Нового Завета – святилище небесное.

Пройдя Небеса, Жертва открывает вход во святилище всем верующим в Христа.Христос вошел в скинию небесную, поэтому церковная завеса сравнивается с Телом Христа.

В результате Жертвы приобретается вечное искупление.Он есть Посредник Нового Завета, так, как через смерть Его совершилось искупление человечества.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты