КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема36. Социологический анализ повседневности: основополагающие идеи, принципы, методыСферный подход к изучению общества выделяет четыре сферы: экономическую, политическую, социальную, культурно-духовную. Сфера повседневности пронизывает все эти сферы, в основном – социальную. Основной подход изучения – феноменологический (А. Щюц) (направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт). Повседневность – термин, предложенный А. Щюцом для иной интерпретации понятий «естественная установка» и «жизненный мир». Повседневное знание – основанное на здравом смысле и повседневном опыте; являющееся ориентирующей основой человека в обыденной жизни. Повседневное – это то, что воспринимается, как устойчивое, стабильное, постоянное, типичное. Социология повседневности – область микросоциологии, связанная с анализом практик, взаимодействий и культурной организации повседневной жизни. Объект – эмпирика повседневного существования Предмет – особая сфера коллективной жизни, в основе которой обыденное сознание и мировоззрение, жизненный мир личности и повседневные практики индивидов. Проблематизированное представление о повседневности появляется в Европе с переходом к буржуазному обществу (эпоха модерна) в середине 19в. Повседневное противопоставлялось праздничному, трактовалось как пространство недостижимой частной жизни. Делается акцент на отношения взаимности и доверия, но сфера охвата не исчерпывается рамками малых институтов и неформальных отношений. Повседневность – удел человека как такового, любого социально зрелого индивида. В основе повседневности лежит обыденное сознание, в котором есть естественное рациональное зерно. В экзистенционализме (экзистенционализм философская концепция, в центре которой находится проблема абсурдности человеческого существования, одиночества, отчаяния и дисгармонии) повседневное существование выступает как бессмысленное. С другой точки зрения, повседневность является местом образования смысла (немецкая философия); повседневность есть фундаментальная структура образования соц. институтов. Обыденное сознание – сознание людей в их повседневной жизни, характеризующееся спонтанностью. Массовое сознание – тип общественного сознания, связанный с деятельностью массовых общностей; и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающий интерес массовых общностей. Без понимания повседневности, обыденного поведения людей, их обыденного сознания невозможно правильно понять генерализацию людей и соц. процессы современного общества. Повседневность включает как рациональную, так и эмоциональную стороны жизни. (Щюц) Жизненный мир личности повседневность трактует предельно широко – это весь социокультурный мир, как он воспринимается нами, воздействует на нас, подвергается нашим воздействиям. Черты, характеризующие повседневное поведение и мышление: 1) повседневное – это то, что воспринимается как устойчивое, стабильное, постоянное, типичное 2) для повседневности характерно воздержание от всякого сомнения в существовании мира 3) напряженно бодрствующее отношение к жизни 4) преобладающей формой активности в повседневности является трудовая деятельность. По Щюцу повседневность включает две стороны: объективную (событийную) – повседневные практики; субъективную – как человек воспринимает/понимает происходящее. Повседневные практики – это привычная обычная жизнедеятельность людей, основанная на практическом интеллекте и жизненном опыте. Источники изучения повседневности: 1) Материалы, дающие сведения о процессах повседневности; 2) Материалы, представляющие восприятие процессов повседневности. К первым относятся: - природные, градостроительные объекты, естественная и искусственная среда обитания (рельеф, климат, поселение); - массовые демографические источники (документы из Загса о рождаемости, брачности и т.д.); - посуда, одежда, детские игрушки; - описи музейных коллекций, собраний, карты, отчеты; - объявления, афиши, открытки, плакаты; - личные документы, дневники, сонники, кулинарные книги, журналы. Ко второй группе можно отнести: худ. Литературу, публицистику, карикатуру, кино, источники личного происхождения (дневники, мемуары). Методы изучения повседневности используются преимущественно качественные: биографический, анализ документов и т.д.
|