Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Джайнизм. Сикхизм.




Недовольство доминированием варны брахманов, в индийском обществе 6 в. до н.э. породило две религиозные системы буддизм и джайнизм. Однако в Индии они не получили широкого распространения, а буддизм впоследствии вовсе покинул Индию. Джайнизм – учение Дживы Махавиры и его послодователей. Джина родился в семье кшатрия (каста), в 30 лет стал аскетом, достиг просветления, вернулся к людям и начал проповедовать свое учение. Умер, от голода (аскетика). Для фил-фии джайнизма характерен отказ от категоричных суждений абсолютных истин вообще. Материя дискретна и состоит из 4-х элементов (вода, воздух, огонь, земля), которые комбинируясь, образуют скандхи, из которых состоит все сущее. Все сущее имеет душу – дживу. Дживу совершенствует карма (закон воздаяния), поэтому брахманистические боги не нужны. Нужно совершенствуя дживу (душу) стать сиддхой и освободиться от кармы, т.е. достичь состояния мокши (освобождения). Добиться мокши можно только через развоплощение – освобождения от грубой материи. Хотя душа тоже материя, но тонкая. Возможно это путем аскезы – тапаса. Этика джайнизма (принципы триратны): 1) совершенная убежденность в истинности учения; 2) правильное познание джайнистской картины мира; 3) праведная жизнь (5 основных обетов: 1. Ахимса – не причинение вреда живому, 2. Не красть, 3. Не прелюбодействовать, 4. Не стяжать, 5. Быть искренним и благочестивым в речах). Монахи-аскеты – особый высший слой в среде джайнов. Они всегда должны вести жизнь странников, без имущества, пребывание в одном месте не более 3-4 недель (кроме сезона дождей). Аскет живет милостыней. Крайняя форма аскезы – голодная смерть – высшая степень познания и приближения к мокше. Космология джайнизма. Вселенная состоит из мира и немира (акаша). Мир делится на слои (верхний и нижний) и формы (средний). Время состоит из гигантских циклов. Джайнизм в Индии существовал века как в этноконфессиональное меньшинство. Сикхизм.В 1500-х гг. на севере Индии индуисты и мусульмане жили бок о бок. Бхакти и суфизм станов основ для попыток соединения индуизма и ислама. Образовывались синкретические индо-мусульманские секты. Одна из сект стала национальной религией Пенджаба (пятиречья Инда). Сикхизм от «ученик». Основал сикхизм гуру Нанак (1469–1539). Нанак раздал свое имущ нищим и ушёл из дома на проповедь нов. учения, из элементов индуизма и ислама. Нанак учил, что в Боге есть два аспекта — безличносная (непознав.) и личностная. Как и многие другие бхакты, Нанак не признав ни особый статус брахманов, ни исламских мулл, сочинял гимны, прославлявшие Бога-Личность, и, по преданию, творил чудеса. Запрет Нанака поклонятся свящ. изображениям и его учение о равенстве верующих перед Богом независимо от их происхождения восход к исламу. Из индийских религий Нанак сохранил учение о колесе Сансары и спасении как освобождении от сансары и соединение с Богом. Однако Нанак отрицал институт монашества и считал, что верующие должны работать, чтобы иметь возможность десятину своего дохода отдавать бедным. Он учил, что, живя в миру, можно практиковать упрощенную кундалини-йогу, которую Нанак назвал «легкой», или «быстрой» йогой. В нее входят медитации о Боге и Его вездеприсутствии, повтор Его имени. Перед смертью Нанак назнач. своим преемником своего первого ученика Ангада (1539–1552), бывш. шиваита. Он написал житие гуру Нанака и создал гурумукхи — свящ. для сикхов алфавит языка пенджаби. 4-й гуру, Рам Дас (1574–1581), установил передачу власти гуру по наследству. 5-й гуру, Арджуна (1563–1606), основал в Амритсаре гл. сикхскую гурдвару - Золотого храма.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты