Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Жизнь Будды Шакьямуни. Основы буддийского учения.




Читайте также:
  1. V1: Основы административного права Российской Федерации
  2. V1: Основы гражданского права Российской Федерации
  3. V1: Основы информационного права Российской Федерации
  4. V1: Основы конституционного права Российской Федерации
  5. V1: Основы семейного права Российской Федерации
  6. V1: Основы трудового права Российской Федерации
  7. V1: Основы уголовного права Российской Федерации
  8. V1: Основы экологического права Российской Федерации
  9. Алгебраический материал в курсе математики начальной школы и методика его изучения.
  10. Античный театр в системе античного типа культуры. Мифологические основы античного театра.

Недовольство доминированием варны брахманов, в индийском обществе 6 в. до н.э. породило две религиозные системы буддизм и джайнизм. Однако в Индии они не получили широкого распространения, а буддизм впоследствии вовсе покинул Индию. Будда Шакьямуни (принц Сиддхарта Гаутама), родился в VI в. до н. э. в семье князей рода Шакья. Га­утама вырос, затем женил, у него родил сын. Ничто не омрачало его счастья. Но как-то раз, выехав за пределы дворца, молод принц увидел покрытого язвами больного, затем убогого старика, похоронную процессию и, наконец, погруженный в глубокие раздумья аскета. Эти четыре встречи, коренным образом из­менили мировоззрение принца. Он узнал, что в мире существуют несчастья, болезни, смерть, что мир полон страдания. Гаутама ушел из дома, начав странствовать, предавая себя аскезе, и стремясь познать истину. Прошло семь лет. Однажды, сидя под деревом Бодхи (познания) и, как обыч­но, предаваясь медитации, Гаутама прозрел. Он познал тайны и внутренние причины кругооборота жизни, познал 4 священные истины. Так Гаутама, ставший Буддой (просветленным), не­сколько дней после этого просидел под священным деревом, не бу­дучи в силах сдвинуть с места. Придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя 5-х аскетов, учеников, и прочел им свою 1-ю проповедь. В этой бенаресской проповеди Будды были вкратце изложены основы его Учения. Его учение было поддержано в ос­новном кшатриями и вайшьями, прежде всего городским населением, правителями, воинами. Буддийские идеи ра­венства людей, добродетельного правления монарха, тер­пимости, культ этики — все это способ успеху нового уче­ния и поддержки его правителями, особенно царем Ашокой (III в. до н. э.). Четыре благородные истины.Сам Будда сформулировал свою религиозную программу в виде 4 основ положений 1). Жизнь есть страдание.2). Существование причина страданий.3). Страд может быть прекращено. 4). Существует путь, ведущий к прекращению страданий. Страдание и неудовлетворенность (дукка) правят миром; причин их явл. танха, т. е. сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от зависим (ниродха) и вызыв ими страдан можно лишь погрузив в нирвану, т.е. обретя принципиально новое со­стояние бытия и сознания, незнакомое с ненавистью, жадностью и невежестом, открывшись любви, благородству и мудрости; существует путь, метод (магга), который мо­жет избавить от страдания и достичь нирваны. В мире сансары, постоян перерожд и изменч, нет объективной реальности: ни вещей, ни «Я» чел-ка, потому что телесные ощущения, восприятие и сознание внешнего мира — это иллюзия. Будда различал два вида нирваны: 1) упадхишеша (угасание человеч. страсти); 2) анупадхишеша (угасание вместе со страстью и жизни). Восьмеричный благородный путь.I. Этап мудрости. 1). Правильные воззрения. 2). Правильное стремлен. II. Этап нравственности. 3). Правильная речь. 4). Правильные действия. 5). Правильная жизнь. III. Этап сосредоточения. 6). Правильное усилие. 7). Правильное мышление. 8). Правильное спокойствие. Правильная практика самадхи в конечном итоге привод монаха к освобождению, и он станов архатом («достойным»).



15. Основные направления буддизма: учение, характерные черты.

В 3-м в. до н.э. при индийском царе Ашоке буддизм распространился по всей Индии став фактически гос-венной религией. Ряд буддийских соборов (Раджагриха - 447 г. до н.э., Вайшава - 367 г. до н.э., Паталирутра - 3 в. до н.э.) привели в начале н.э. к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и Махаяну. Буддизм Махаяны (Большой колесницы) начали практиковать последователи Нагарджуны. Они стремились к сближению с мирянами (благочестие мирян сопоставимо с благочестием монахов). Учение Махаяны обрело черты религии, а не философии. Появился культ святых – бодхисатв – просветленный погрузившийся в нирвану, но сознательно оставшийся в мире сансары для того, чтобы помочь другим обрести путь спасения. Ещё одно новшество – учение о рае и аде, что связано с культом будды Амитабы, создавшем рай. 3-я особенность Махаяны – культ будды Майтреи, грядущего будды-мессии. Буддизм Хинаяны (Малой колесницы) – тхеравады – более консервативное направление, хотя и претерпевшее некоторые изменения. Появились храмовые скульптур-изображения Будды. Особое почитание реликвии связанные с Буддой Шакьямуни – зуб Будды (за него даже велись войны). Тхеравада - единственная сохранившаяся из 18 школ раннего буддизма. Распространённое ранее именование этой школы «Хинаяной» («малой колесницей») в настоящее время не применяется, так как считается, что оно подразумевает неблагоприятное сравнение с Махаяной - «большой колесницей», а кроме того имеет ещё и оскорбительный смысл. Цель последователя тхеравады - достижение состояния, полностью свободного от всех загрязнений и заблуждений. По сравнению с махаяной для тхеравады характерно применение рационалистического подхода и сравнительная простота ритуала. Тексты этой ветви буддизма - палийский канон - записаны на языке пали, одном из пракритов древней Индии. Считается, что Тхеравада сложилась во время 3-го буддийского собора, ок. 250 г. до н.э, в Индии, в правление императора Ашоки. К середине I тыс. н.э. в Индии сформировалось новое направление буддизма, получившее сразу несколько названий. Самое известное среди них – ваджраяна, что буквально означает «колесница ваджра». Ваджр в дневней ведийской мифологии – «инструмент» бога Индры, служивший для посылания молний. В дальнейшем ваджр стал символом неразрушимости состояния Просветления. Ваджраяну можно перевести и как «колесницу неделимости, или нетленности» (подлинной реальности). Ее учения и методы предназначены для достижения Просветления в течение одной или нескольких ближайших жизней.Учения и практики ваджраяны тесно связыны с развитием идеала Бодхисаттвы. Их целью является более эффективное осуществление идеала Бодхисаттвы – быстрейшее просветление (в теперешней жизни) и помощь другим существам. Для этого буддист должен наряду с методами, принадлежащими пути Бодхисаттвы, заниматься и определенными йогическими упражнениями. Другое название ваджраяны – «колесница тайной мантры», или гухья-мантраяна, связано с основной практикой последователей этих учений – повторением мантр. Китаизированный буддизм – проникший в Китай буддизм Махаяны и прошедший модернизацию. Будда воплощение Дао, культ Майтрейи и Амитабы, культ Авалокитешвары и других бодхисатв. Элита Китая выработала – Чань-буддизм (в японии Дзен-буддуизм), легендарный основатель – Бодхидхарма (6 в. н.э.) с главной мыслью – переход к просветлению происходит спонтанно (испуг, радость и т.д.). Тантрический буддизм – буддизм с магией, тантра практикуется во всех направлениях. Способствовал возникновению ламаизма.



 


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 15; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты