Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие догмата. Теологичность. Богооткровенность.




Догматы – есть открываемые Богом о Самом Себе истины, даваемые людям Церковью, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры (архм. Макарий). Православное догматическое богословие – это наука в систематическом порядке раскрывающая содержание догматов, принимаемых всей полнотой православной Церкви. Лишенный догматического сознания человек совершенно дезориентирован в духовной жизни. Всякое погрешение в вопросах вероучения есть ересь, которая неизбежно искажает саму духовную жизнь. Догматы являются фундаментом духовной жизни, её ориентиром и имеют сотериологическое значение. Теологичность. Свв. Отцы в древности под богословием (теологией) понимали учение о Боге в Самом Себе, о Пресв. Троице, а все остальные разделы вероучения (о Боге-Троице, Промыслителе, о Боговоплощении, о 2-м Пришествии и т.д.) относили к области Божественного домостроительства или икономии. Позднее богословием стали называть всё христианское вероучение, т.е. совокупность религиозных наук среди которых догматическое богословие – систематическое изложение основных православных истин, занимает особое место. Богооткровенность. Согласно «Простран. Катехизису» Божественное Откровение есть то, что Сам Бог открыл людя, дабы они могли правильно и спасительно веровать в Него, и достойно чтить Его. Догматы богооткровенны в том смысле, что содержат в себе ту истину, которую Бог открыл о Себе людям в той мере в какой это необходимо для их спасения. Богопознание может быть естественным и сверхъестественным (Откровение). Естественное Богопознание позволяет, исследуя тварный мир, узнать нечто о его Творце. Но естественное богопознание возможно только на основании Бож. Откровения. Бож. Откровение имеет универсальный характер, т.е. оно обращено ко всем людям и народам, обладает абсолютной полнотой, т.к. дано нам во Христе. Ибо Христос это не тот, кто знает нечто о Боге, но Сам Бог. Двумя способами сохранения и распространения Бож. Откровения: Свящ. Предание (всецерковный опыт духовной жизни, богооткровенное учение, зафиксированное в письменных документах (догматы), передача благодатного освящения по средствам Таинств) и Священное Писание, как одна из форм Св. Предания.

 

27. Онтологические свойства Божии (самобытность, неизменяемость, вечность, неизмеримость, вездеприсутствие).Онтологические или апофатические (отрицательные) свойства Божии – это свойства, получаемые путем отрицания за Божественным существом ограничений и недостатков, свойственных конечному, тварному бытию. Метод богословия, основанный на отрицании за Богом всех качеств и свойств присущих тварному бытью называется апофатическим богословием. Самобытность Бога. Все сотворенные вещи имеют внешнюю причину своего бытия, но Бог не имеет внешней причины своего бытья, ибо Он, будучи Сущим, Сам является причиной Своего бытия, равно, как и бытия всего сущего. В этом смысле Бог – абсолютно самобытное Существо. Неизменяемость Бога. За Бож. Природой отрицается все видоизменения, как признаки относительного несовершенства «Я-Господь, я не изменяюсь» (Мал. 3:6); «нет изменения и тени перемены» (Иак.1:17) у Бога. Сущность Божества неизменна, но отношения Бога с тварным миром могут изменяться, пример – Промысл Божий о мире и человеке. Вечность Бога. За Бож. Природой отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого тварного бытия. Будучи Сам Творцом времени, Он прибывает вне времени. Для Него всё – настоящее. «От века до века Ты – Бог» (Пс.89:3), «по повелению вечного Бога» (Рим. 14:25). Вездеприсутствие (всеприсутствие) Бога. За Бож. Природой отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого тварного бытия. «На небе Ты, и в преисподней Ты» (Пс. 138:8). Вездеприсутствие Божие означает, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто. Бог пребывает вне мира, Он трансцендентен миру - отстоит от мира не местом, а природой (преп. Ин. Дамаскин). Но Бог миру не только трансцендентен, но и имманентен - Бог в мире присутствует в своих действиях, и Он волен в разных местах проявлять Себя по-разному. Этим обусловлено существование мест особого Божественного присутствия (храм, человек). Неизмеримость Бога. Независимость Бож. Природы от таких тварных категорий бытия как время и пространство, обуславливает Его неизмеримость.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты