КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие о таинствах. Таинство Евхаристии.Таинство– священное действие, через которое тайным образом действует на чел-ка благодать или спасительная сила Божия. Отличительные черты Таинств от других священнодействий: 1) Таинства установлены Самим Иисусом Христом (монашество не таинство), а обряды установлены позже; 2. Таинств всего 7 (крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние, священство, соборование), а обрядов множество (не имеют влияния на спасение); 3. Таинства совершаются над людьми, а не над предметами (освящение храма не таинства). Через таинства сообщается определенная благодать, онтологически преображающая сущность человека, а через обряды неопределенная. Подаяние благодати в Таинстве сопровождается священнодействием – видимой частью таинства. Формы священнодействия в Истории Ц-ви менялись, при этом признаком правильности священнодействия является свидетельство Ц-ви, а не неизменность обряда. Ц-вь развивается, развиваются и формы обряда. Действенность и действительность Таинств. Действительность – это то, что совершается Богом вместе с людьми, а действенность – это то, как человека это воспринимает (во спасение или в осуждение будет чел-ку участие в этом Таинстве). Условия для совершения Т-ва. 1. Правильно поставленный епископ (священник), исключение – крещение мирянами «ради страха смерти». 2. Правильные действия – некоторые чинопоследования, при использовании некоторых веществ (вода, елей, хлеб, вино) и некоторые знаки (возложение рук, кресн. знамения и т.д.). 3. Правильное намерение совершить таинство. 4. Наличие веры. 5. Наличие таиносовершительной формулы, т.е. того, что при чинопоследовании сокращать нельзя. При правильно совершенном Т-ве мы точно знаем, что благодать Божия подается (либо во спасение, либо в осуждение). Таинство Евхаристии установлено Христом на тайной вечери. Это есть таинство, в котором хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и истинную кровь Господа Иисуса Христа; и верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом в жизнь вечную. Оно совершается на Бож. Литургии, в которой особое значение имеет Евхаристический канон, а в нем центральное место, занимает молитва призывания Св. Духа – эпиклеза. При этом под преложением Св. Даров понимается такое действие Св. Духа, вследствие которого хлеб и вино поставляются в такое же соотношение к Богу Слову, что и Его Прославленное человечество, нераздельно и неслиянно соединяясь с Божеством Христа и Его человечеством. При этом сущность хлеба и вина в таинстве сохраняется, хлеб и вино не изменяют своих природных качеств. В Т-ве Евхаристии не изменяется природа людей и вещей (хлеба и вина), а преображается образ существования их природы, в силу единого способа существования в Ипостаси Бога Слова. Необходимость и спасительность причастия Св. Тайн. «Ядущий мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Спасительные плоды причащения: а) Теснейшее соединение с Господом; б) Возрастание в духовной жизни; в) залог будущего воскресения и жизни вечной.
|