Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Священное писание и священное предание.




Согласно «Простр. Катехизису», двумя способами сохранения и распространения Бож. Откровения являются Свящ. Предание и Свящ. Писание. А Бож. Откровение – это все то, что Сам Бог открыл людям, дабы они могли спастельно веровать и достойно чтить Его. Священное Предание – процесс передачи и содержание передаваемого учения веры, закона Божия, таинств и священных обрядов. Св. Предание по своему содержанию полностью совпадает с содержанием апостольской проповеди и представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во Христе. Св. Предание едино по существу, но имеет три уровня: а) передача богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых оно зафиксировано, б) передача опыта духовной жизни, который сообщается личным примером, в соответствии с богооткровенным учением; в) передача благодатного освящения, осуществляемая, прежде всего, посредством церковных таинств. Священное Писание – это книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обыкновенно эти книги именуются Библией. Главным признаком книг Св. Писания является их богодухновенность (2Тим. 3:16), т.е. единственным подлинным автором их является Сам Бог. Он определяет их догматическое и нравственное содержание, а человек воплощает его, но не автоматически, а творчески, выступая в роли соавтора. Св. Писание имеет две стороны Божественную и чел-кую. Бож. сторона состоит в том, что Св. Писание заключает в себе Богооткровенную Истину. Сторона человеческая – в том, что эта Истина выражена на языке людей определенной эпохи и культуры. Богооткровенность относится только к веро- и нравоучительным истинам. Канон книг Св. Писания, т.е. список книг, которые Ц-вь признает богодухновенными. Книги Ветх. Завета: а) законоположительные; б) исторические; в) учительные; г) пророческие; д) неканонические книги – для назидательного чтения. Книги Нов. Завета: а) законоположительные (4-е Евангелия); б) историческая книга – Деяния Апостолов; в) учительные книги – послания апостолов; г) пророческая – Апокалипсис. Священное Писание как форма Св. Предания стало рассматриваться в Правосл. богословии с сер. ХХ в., а не как самостоятельный источник, независимый источник вероучения и даже не как часть Предания. Из всех форма Св. Предания (правило веры, которое легло в основание Символа Веры, и литургическое предание) Священное Писание – наиважнейшая из этих форм.

 

46. Теория «догматического развития».

Самым значительным отличием римо-католического учения об источниках веры, которое решительно противоречит его православному пониманию, является теория догматического развития, т.е. учение о том, что границы Св. Предания могут расширяться. В РКЦ эта теория отчетливо проявилась лишь с сер. 19 в. и прямо связана с появлением новых догматов в РКЦ, не подтверждаемых древним наследием неразделенной Ц-ви (марианские, папский примат и непогрешимость). Заслуга последовательного изложения учения о догматическом развитии принадлежит кардиналу Дж. Ньюмену (в России сторонником этой идеи был Вл. Соловьёв). Возможно, на Дж. Ньюмена повлияла диалектика Гегеля с её идеей саморазвития абсолютного духа. Однако суть догматич. развития состоит в том, чтобы формулировать новые догматы, не заключается в изменении самого Откровения, вся полнота которого изначально дарована Спасителем, а в историческом проявлении этой полноты Откровения, сообразно требованиям времени, в степени доступности этого содержания сознанию верных. Догмат. Развитие заключается в том, что некие истины веры могут до известного времени сохраняться в сознании Ц-ви неявно, т.е. они были известны всегда, но не признавались как богооткровенные. Православное осмысление теории догмат. развития в корне отличается от римо-католического. Догматич. развитие в православном смысле возможно лишь в степени нашего понимания учения Ц-ви, но не в степени его открытости нам. Оно всегда во всей полноте доступно познанию верных. Нет никаких оснований считать, что какие-то вероучительные истины в Ц-вном сознании существуют неявно, подспудно. Итак, изменения возможны лишь в степени нашего постижения свидетельства Ц-ви, но не в его содержании, кот. всегда доступно верным Ц-ви во всей полноте. В РКЦ ТДР получило законодательное закрепление на 2-м Ватиканском соборе (сер. 20-го в.).

 

47. Богопознание и его границы. Естественное и сверхъестественное богопознание.Чтобы увидеть в чем-то нечто сверхъестественное, необходимо предварительно иметь понятие о сверхъестественном бытии. => Источником нашего знания о Боге может быть только сам Бог. Однако объектом познания может быть только тот мир, в кот. чел-к существует, но Бог трансцендентен этому миру, поэтому Бог не познаваем по существу, но познаваем по своим действиям. Существуют 2-а способа богопознания – естественное, осуществляется силами чел-кого разума через красоту, гармонию, целесообразность т.д. в мире; и сверхъестественное, т.е. посредством Бож. Откровения, когда Бог Сам сообщает чел-ку некоторые знания о Себе. Естественное Богопознание возможно только на основании сверхъестественного. Естественное Богопознаниеосуществляется через познание окружающего мира (Рим. 1:20) и самопознание. Сверхъестественное Богопознание или Бож. Откровение – то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли правильно и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его. Начало Бож. Откровения было дано ветхозаветным пророкам и во всей полноте раскрыто во Христе, т.к. Христос не просто тот, кто нечто знает о Боге, но Сам Бог. Бож. Откровение имеет универсальный характер, т.е. предназначено для всех людей, как для всех нужное и спасительное, потому, что Бог хочет все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Границы Богопознания. Бог открывает нам знание о Себе лишь в той мере, в какой это необходимо для спасения. Двумя способами сохранения Бож. Откровения являются Св. Писание и Св. Предание, в котором различаются 3 уровня: совокупность письменных источников, опыт духовной жизни и литургическая практика, а Св. Писание является одной из форм, хотя и самой значительной, Св. Предания.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты