КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Существенные свойства Церкви Христовой.Церковь – богочеловеческий организм, Тело Христово, Главою которого является Христос, а членами все верующие во Христа (люди и ангелы) и соединённые с Ним как со своей Главой. В земном аспекте Ц-вь – общество верующих, объединенных единством православной веры, священноначалием и таинствами. Существенные свойства Ц-ви – те свойства, утратив хотя бы одно из которых, Ц-вь перестает быть Ц-ью. 4-е свойства содержатся в Символе Веры – святость, соборность, единство, апостольство. Единство Ц-ви определяется в количественном и качественном отношении. В количественном отношении Ц-вь едина, т.к. она одна «…создам Ц-вь Мою» (Мф. 16:18); «одно тело во Христе» (Рим. 12:5). В качественном отношении единство Ц-ви – это внутренний принцип её бытия, выражающийся в единстве правосл. веры, таинств и богослужений, иерархии, церковного устройства, в единстве Ц-ви земной и небесной. Святость Ц-ви. Святость – одно из свойств Божеского естества. По Отношению к тварным существам святость означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить и причастность к полноте нравственного добра, присущего Богу. Ц-вь свята потому, что свят ее глава – Иисус Христос, и потому, что в ней прибывает Св. Дух, который её освящает. Ц-вь призывает людей к святости и подает все средства для её достижения. Однако Ц-вь – не есть общество святых, но общество освящающихся. Но наличие смертных грехов (нераскаянных) удаляет чел-ка от Церкви. Соборность(кафоличность) Ц-ви – свойство означающее, что Ц-вь не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе верующих всех мест, времен и народов. Но, так же соборность означает не поврежденность хранимой Ц-вью истины, полноту благодатных даров, которыми обладает как Ц-вь в целом, так и каждая из её частей в отдельности. Апостольство Ц-ви. Будучи Сам послан в мир Отцом, Господь послал на служение учеников – апостолов, т.е. «посланников», т.о. Ц-вь называется апостольской по цели своего бытия, которая заключается в том, чтобы привести мир ко Христу. Апостолы стояли у истоков основания Ц-ви. Они передали Ц-ви учение веры (апостольское предание) и жизни, установили по заповеди Господа Таинства и священнодействия, установили начала ее канонической структуры, поставили первых епископов, как своих приемников. Получив Св. Духа в день Пятидесятницы, апостолы передали его в Таинстве хиротонии (рукоположения) епископам.
39. Чудеса как проявление царственной власти Иисуса Христа в дни уничижения. Царское служениеИисуса Христа – Сын Божий, Творец и Владыка неба и земли, Царь вечный по Божеству, Он же есть Царь и по богочеловечеству. Его Царская власть выразилась в Его чудесах (власть над природой), во власти над силами ада и во власти над смертью. Чудеса Спасителя. Иисус Христос во время земной жизни учил не только словами, но еще и творил чудеса, которые в Н. Завете обозначаются 2-мя терминами: «знамение» и «силы». Знамение – означает, что чудеса творимые Иисусом имели определенную смысловую нагрузку, а не предназначались для поражения воображения зрителей. Силы – указание на то, что совершались они силой Божией. Цели совершения чудес. 1) Чудеса – свидетельства Его Божественного посланничества и Божественного достоинства; 2) В некоторых случаях чудеса являются пояснением учения (напр.: исцеление слепорожденного – учение о Христе как свете миру; воскрешение Лазаря – о всеобщем воскресении); 3) Чудеса – своеобразное обетование. В них преодолевается природная ограниченность мира и человека. Так чудо умножения хлебов, хождения по водам и др. случаи преодоления законов физики указывают на возможность преодоления тех ограничений, которые накладывает на бытие чел-ка природная необходимость. Эти чудеса – предзнаменования и предуказания будущего состояния чел-ка и мира, последующие по кончине этого мира; 4) Главная причина всех чудес Спасителя (особо чудес исцеления) – проявление любви Бога к чел-ку. Власть Христа над силами природы выражаемая в чудесах, убеждает нас в том, что для Него нет ничего невозможного, а это вселяет в нас уверенность, что в конце этого мира, когда настанет Страшный Суд, Царская власть Иисуса Христа будет реализована именно в том, что все, что обещал нам Господь, непременно исполнится: изменятся стихии, восстанут мертвые, произойдет суд, будут отделены грешники от праведников и каждый получит по заслугам.
40. Восточное христианство и протестантизм: богословские и аскетические различия. Восточным христианство – Православная Церковь – богочеловеческий организм, характеризующийся 4-мя существенными свойства: единством, святостью, соборностью, апостольством. Протестантизм – совокупность западнохристианских сообществ, отколовшихся от РКЦ в ходе реформации, в 16 в. Классика протестантизма – англикане, лютеране, кальвинисты, баптисты. Богословские различия. Исторически протестантизм связан с Церковью и в целом сохранил множество важнейших положений её вероучения: Бог-Троица, Богочеловечность Иисуса Христа, необходимость спасения и Спасителя в лице Иисуса Христа, вера в богодухновенность Св. Писания. Однако из-за раскола протестантский мир утратил некоторые существенные признаки Ц-ви (единство вероучения и апостольское преемство), поэтому в полной мере Ц-вью его назвать нельзя. Автор реформации М. Лютер провозгласил основные принципы реформации – «Только Писание», что отвергает авторитет Св. Предания, являющегося одной из форм Бож. Откровения. А это повлекло за собой либо полный отказ от Церковн. Таинств, либо их символическое понимание (т-во Евхаристии – воспоминание о тайной вечере), действенным таинством осталось только Крещение. Апостольское преемство сохранилось только в Англиканской Ц-ви, но оно Православными не признается. «Только вера» - ещё одна основа протестантизма, этот принцип отвергает необходимость добрых дел для своего спасения (хотя они и предполагаются как показатель наличия спасающей веры). Спасает только вера во Христа, как в личного Спасителя => Ц-вь как устновленный Богом институт для усвоения верующими плодов Искупления не нужна, т.к. все необходимое для спасения чел-к может черпать самостоятельно из Св. Писания. Пост и молитвы, имеющие ключевое значение в православной аскетике, не нужны. Аскетические различия. Православная аскетика предполагает соработничество (синергию) чел-ка и Бога в деле своего спасения. В протестантизме чел-к ничего не может сделать для своего спасения, все за него сделал Бог, даже вера это дар Божий. Никакой аскетики нет, но есть состояние некоторой праведности, которая выражается в жизни по нравственным библейским принципам.
41. Восточное христианство и католицизм: догматические и этические различия. Восточным христианство – Православная Церковь – богочеловеческий организм, характеризующийся 4-мя существенными свойства: единством, святостью, соборностью, апостольством. Католицизм – одна из бывших поместных Церквей, Римская Ц-вь, отколовшаяся из-за догматических различий и политических причин от Вселенской православной Ц-ви, в средние века (условно – 1054 г.). Католицизм сохранил почти все сущ. св-ва Ц-ви, за исключением единства (единства Таинств, церковн. Иерархии и вероучения, существенно исказив некотор. его положения). => РКЦ в полном смысле Ц-вью не является. Учение о примате Римск. Папы как «наместника Христа» на земле связано с учением о Ц-ви, которая понимается как союз людей связанных исповеданием одной веры и общением одних таинств под рук-вом законных вождей и единого наместника Хр-ва (викария) на земле. В РКЦ примат папы – догмат, кот. Правосл. Ц-вь не принимает из-за отсутствия оснований. Догмат об учительной непогрешимости Римск. Папы принятый на 1-м Ватиканском соборе в 1870 г., являющийся следствием учения о папском примате, так же не принимается Православн. Ц-вью как необоснованное нововведение. В РКЦ основанием для него послужило учение о догматическом развитии Св. Предания, сформулированное кардиналом Ньюменом в 19 в., и необоснованно принятое в РКЦ. Догмат о исхождении Св. Духа от Отца и от Сына – «филиокве» - главное вероучительное отличие католицизма от Православия. Основанием ему служит учение блж. Августина о Св. духе как о взаимной любви Отца и Сына, а так же других (латинских) отцов об исхождении Св. Духа от Отца через Сына. В 589 г. на Толедском соборе была сделана вставка «филеокве» (и от Сына) в никео-цареградский символ веры. В 879-80 гг. на Софийском соборе в Константинополе Православ. Ц-вью «филиокве» было осуждено. Марианистические догматы: Догмат о непорочном зачатии Б. Матери, принятый в 1854 г., и догмат о её телесном вознесении на небо (1950 г.) так же были признаны ПЦ необоснованными новшествами. Этические различия. Учение о сверхдолжных заслугах принятое в РКЦ отвергается ПЦ, т.к. у чел-ка нет и не может быть заслуг перед Богом. Учение об индульгенциях – право Римского папы распределять сверхдолжные заслуги Церкви между теми, кому их не хватает для спасения. Эти учения не имеют основания в Церковном предании и безнравственны по своей сути. Поэтому ПЦ их отвергает. Учение блж. Августина по допустимости насильственного присоединения к Ц-ви получило в РКЦ, особенно в средние века, широкое применение, ярко выразившихся в Крестовых походах (восточноевропейских), что для Православия не является нормой.
|