КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тибето-монгольский буддизм (ламаизм). Буддизм в России.В позднем средневековье на основе буддизма Махаяны (большая колесница) и Хинаяны (малая колесница), а также местной религиозной традиции «бон» в Тебете возник ламаизм. Большое влияние на ламаизм оказал тантрический буддизм, т.е. буддизм с элементами магии. В правление Сронцзана Гамбо (629-649 гг.) буддизм проник на Тибет из Индии, однако широкого распротранения не получил. Спустя 100 лет один из его потомков пригласил на Тибет известного буддийского тантриста Падму Самбхаву, который придал тибетскому буддизму заметный оттенок тантризма. Но только в сер. 11 в. индиец Атиша, поведя ряд реформ в русле классического буддизма Махаяны окончательно утвердил буддизм на Тибете. Реформы Атиши не понравились последователям Самбхавы, они выступили начав борьбу «красношапочников» против «желтошапочников». Классическое направление победило при реформах Цзонхавы (1357-1419 гг.), который ввел строгое безбрачие для лам и суровую монастырскую дисциплину, выделилась сторогая иерерхия. Его учение названо Гелукпа (добродетель). Авторитет лам возрос, особенно высшей иерархии. Высшие ламы приобретали божественный статус, за счет того, что считались воплощениями будд и бодхисатв. Величайший – Далай-лама стал считаться воплощением бодхисатвы Авалокитешвары, а второй по значимости – Панчен-Лама – воплощением будды Амитабы, который каждый раз воплощается в новых людей. В 16 в. распространился в Монголии, в 17-18 вв. ламаизм распространился среди бурят, калмыков, тувинцев России. Пантеон ламаизма: на 1-м месте – будда Амитаба, далее бодхисатва Авалокитешвара, будда Майтрея, «святые» основатели ламаизма – Нагарджуна, Атиша, Цзонхава и др. будды, бодхисатвы, божества и духи. После аннексии Тибета китайцами 14-й Далай-лама эмигрировал в Индию, а затем в США. В начале XVII в. Тибетский буддизм из Монголии проник на север к бурятам Забайкалья. В 1741 г. имп. Елизавета издала указ, признав в Бурятии сущ. ламаистской веры и утверждавший 11 дацанов и 150 штатных лам. При дацанах открыл школы, печать книг. В XVIII в. буддизм из Монголии попал к тюркам Тувы. В Туве буддизм мирно сосуществовал с местным шаманизмом. Когда предки калмыков отдел от ойратов Джунгарии в нач. XVII в. переместились в район между Волгой и Доном к северу от Каспия, они принес с собой собственный традиц. тибетский буддизм. Глава калмыцк. буддизма назнач. царем и именовался Лама калмыцкого народа. Резиденция в Астрахани, и он был соверш. независим от монголов. Духовн. рук-во калмыки получали непосредственно из Тибета. К 1846 г. в Бурятии было выстроено уже 34 дацана. Затрачивая массу усилий и средств, буряты сумели импортировать из Тибета, Китая, Монголии громадное кол-во литературы и перенять многие традиции буддизма, После ликвидации в кон. XVIII в. Калмыцкого ханства «калмыцкая степь» превратилась в один из админист.-территор. районов царск. России.
18. Основные религиозно-философские представления древнего Китая. Конфуцианство. Жизнь Кун-цзы, идеал «благородного мужа». В Китае важную роль играли социальная этика и административная практика, ритуальные церемонии и культ предков. Этически-детерминированный рационализм доминировал в социально-семейной жизни китайца. Протогосударство Шан-Инь не знало культа великих богов, не имело храмов и приносивших жертвы жрецов. В Китае при династии Чжоу небо стало олицетворять высшее божественное начало, именно небо стало центральной категорией верховной Всеобщности в Китае. Место мифов в Чжауском Китае заняли легенды о мудрых и справедливых правителях. Не религия как таковая, а ритуализированная этика сформировали облик китайской культуры. В Шаньской культуре (династия Шан) роль богов играли души умерших предков, им приносились жертвы в т.ч. человеческие, часто их связывали с гаданиями. Гадание имело часто государственное значение, гадатели причастны власти. Верховное божество – Шанди. В 1027 г. до н.э. к власти в Китае пришла династия Чжоу, остался культ предков и гадания, появился культ Неба, а чжоуский правитель стал считаться сыном Неба. Страна стала называться – Поднебесной империей. Жреческого сословия не было, а их функции выполняли гос-венные чиновники, ритуал как способ управления. Среди крестьян существовало много культов и суеверий, были шаманы и знахари. Древнекитайская религиозная философия. Китайский мудрец Цзоу Ян – автор 2-х философских концепций: Инь-Ян и У-син. Инь-Ян – деление всего сущего на 2 начала: мужск. – Ян (светлое, яркое, твердое) и женск. – Инь (темное, мрачное, слабое). К гармонии 2-х этих начал стремилась китайская культура. У-син – учение о составе мироздания из 5-ти первоэлементов (огонь, вода, земля, металл, дерево). Параллельно в позднечжоуском Китае появляется концепция Дао, первоначально мыслимая как социально-этическая категория высшей Истины, а со временем стало Абсолютом (как индийский Брахман). Конфуций(Кун-цзы, 551-479 до н. э.) род и жил в эпоху социально-политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяж. внутреннего кризиса. Выступ с критик своего века и высоко ставя века минувш, Конфуций на основе этого противопос созд свой идеал соверш челов - цзюнь-цзы. Конфуц род в семье обедн аристокр и боль часть своей жизни провел в царст Лу, бывш одним из гл культ центр Китая. В 30 лет он ушел со службы (из аппарата удельного князя царства Лу) и открыл частную школу, став 1-м в истори Китая профессион. преподавателем. Одновремен с педагогическую деятельность Конфуций заним изучен древн текстов, на основан котор он разраб собст систему взгляд. В 50-лет Конфуций реш верну к карьере госуд деят. Конфуцианство - это этико-фил-фское учение, вошедшее в религиозный комплекс Китай, Кореи, Японии. В отличии от религий, конфуцианство сделало ставку на восстановление традиции. Конфуций создал программу соверш. чел-ка с целью достижения духовного развития личностью гармонии с Космосом. Благородный муж — источн идеала нравств для всего общества. Ему одному присуще чувство гармон. и органич. дар жить в природном ритме. Он явл. единство внутренней работы сердца и внешнего поведен.
19. Даосизм. Философия Дао. Практики достижения бессмертия. Школы даосизма.Этически-детерминированный рационализм и ритуализированная этика доминировали в жизни Китая. Экзистенциальная функция религии в этих условиях выпала на долю даосизма – учения, ставившего своей целью раскрыть тайны мирозданая, проблемы жизни и смерти, на основе концепции Дао, как вечного и неизменного принципа, возникшей в чжоуском китае. Создание даосизма приписывают автору трактата «Дао-децзин», современнику Кун-цзы (Конфуций, 6-5 в. до н.э.) – Лао-цзы, а так же китайский философ Чжуан-цзы (реальная личность). Философия Дао. Изначально Дао мыслилась как социально-этическая категория высшей Истины, Справедливости и Закона, позднее даосы наполнили его смыслом сходным с индийским Брахманом (Абсолютом). Дао (у даосов) – высшая реальность, которая проявляет себя в феноменальном мире через свою эманацию «дэ». Даосов мало волнуют проблемы этики и ритуала, но волнуют вопросы жизни и сметри, точнее бессмертия. Практика достижения бессмертия. Чел-кий организм состоит из 36 тыс. духов-монад, чтобы достичь бессмертия чел-к должен создать такие условия, чтобы эти монады его не покинули, иначе он умрет. Для достижения этого даосы практиковали различные формы воздержания (подобно аскетам Индии), дыхательные упражнения (конфуцианство) и добродетельные поступки. Даосы добивались долголетия, но видимая смерть еще не была доказательством неудачи, умерший даос вполне вероятно вознесся на небо и достиг бессмертия. Именно после смерти наступает бессмертие. Однако даосы применяли и спец. мази, эликсиры, талисманы (китайская алхимия). Школы даосизма. Императоры Китая (особенно Цинь Ши-хаунди и У-ди) покровительствовали даосам за их проповедь достижения бессмертия. Это выделило из даосизма собственно религиозный даосизм, главным в котором были магические практики бессмертия, назвали – Сянь-даосизмом. Части даосов удалось создать «церковный» даосизм. Маг-даос Чжан Цзюэ создал секту, которая в Китае устроила «восстание желтых повязок» с целью свержения существующего строя и создания царства великого равенства (тайпин), но было подавлено. Однако организация сохранилась и превратилась в самостоятельное теократическое образование, возглавляемое даоскими «папами», передавшими свою власть по наследству. После 1949 г. эта иерархия даосов переехала из Китая на Тайвань.
|