КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема личной веры в философии С. КьеркегораЯрким противником философии Гегеля и всего рационалистического подхода в осмыслении религиозных истин был датский философ С. Кьеркегор (1813-55) – «антигегель». В своём раннем произведении «Философские крохи» Кьеркегор выясняет отношение христианства, основой которого он считает понятие свободы, к истории и личности. Кьеркегор не согласен с Гегелем – в абстрактных формах мышления невозможно раскрыть содержание свободы. Свобода связана с понятием страха. Именно свобода должна лежать в основании христианской философии. А философия невозможна без учета и анализа психологических состояний чел-ка. А психологич. состояние чел-ка – состояние страха, который связан с первородным грехом, с осознанием полной ничтожности чел-ка перед Богом. Именно это состояние делает чел-ка религиозной личностью и служит основанием духовности. Кьеркегор полностью переворачивает диалектику Гегеля – содержанием духовных процессов оказывается не Абсолютный дух, а отдельно взятая личность. В «Заключительном ненаучном послесловии к философским крохам» Кьеркегор доказывает, что религиозность имеет экзистенциальную основу. Для личности наивысшей является религиозная экзистенциальная сфера, в которой осуществляется вечное во временном, т.к. чел-к есть синтез временного и вечного. Для Кьеркегора связь личности с Богом может быть только личностной, субъективной. Евангельские слова об узком пути ведущем к спасению Кьеркегор избрал девизом своего религиозно-философского мировоззрения, это путь истинного христианства (истинного по Кьеркегору). В 2-х книгах «Болезнь к смерти» и «Упражнение в христианстве» К-р предъявляет очень высокие требования к чел-ку идущему по этому узкому пути. Главная его идея – христианин должен ощущать себя современником Христа и принимать на себя вытекающие из этого страдания. Только в экзистенциальном состоянии человек предстоит Богу и обретает истинное бытие (только в религиозном предстоянии перед Богом, чел-к понимает, кто он есть на самом деле). В современном Кьеркегору христианстве догмат Богочеловека оказался профанированным и замененным пантеистической путаницей (гегельянство, шеллингианство и пр.). Государственная Ц-вь и священство не способствуют, а наоборот препятствуют личной встрече чел-ка с Богом, т.к. они мало соответствуют апостольским идеалам по мнению Кьеркегора. Кьеркегор окончил свою жизнь ярким критиком современного ему христианства, видя явное несоответствие христианского идеала и действительности.
|