КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познание Бога в философии Г. С. Сковороды.XVIII в. в России – век секуляризации всех сфер русск. культуры. Церковное создание «уходит внутрь себя», обращаясь к внутренней чистоте церковной жизни и мысли, растет богословское просвещение, открывается простор для философской мысли. Это хорошо видно в произведениях Г.С. Сковороды – 1-го русского философа, в точном смысле этого слова. Он был очень верующим человеком, но очень смелым мыслителем, порой становясь в оппозицию традиционным церковным учениям. Его называли русским Сократом. Знал несколько языков, был богословски и философски эрудирован. Вёл жизнь странника и аскета. Сковорода был мистиком, в центре его фил-фии – его мистический опыт. Из религиозной сосредоточенности и постоянного погружения в молитву у него сложилось особое понимание жизни, мира и человек, на этом же основано его учение о путях познания. Его мышление антиномично и, исходя из религиозного ощущения. Сковорода мир понимается им в двойном виде – реальность бытия разная на поверхности и в глубине. Гносеологический дуализм занимает центральное место в его философии. Есть познание, скользящее по поверхности бытия, а есть познание в Боге (истинное познание). Однако психологически чувственное познание предшествует познанию духовному. «Если хочешь что-либо узнать в истине, усмотри сначала во плоти». Однако истинное познание, узрение «следов Божиих» возможно только через озарение духа и доступно только тем, кто способен оторваться от плена чувственности. При этом мир как бы раздваивается «все теперь видишь по двое, вся тварь у тебя разделена на 2 части». «Когда новым оком узрел Бога, тогда все в Нем увидишь как в зеркале». Т.е. чувственное и сверхчувственное познание мира становятся взаимно независимыми. «Всех наук семена сокрыты внутри человека, тут их тайный источник». Главный орган познания в человеке – сердце, оно же есть сосредоточие самого человека «Все наши члены имеют в сердце свою сущность». Но у человека 2 сердца – телесное и духовное. Именно духовное сердце «есть бездна, которая все объемлет и содержит; т.к. в нем «таится Дух Божий».
62. Религиозно-философские идеи славянофилов (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский).Славянофильство появилось в противовес русскому западничеству. Для славянофильства характерен пафос «возвращения к Православию и русской народности», вера в духовную силу русского народа. Они не были противниками запада, т.к. сами получили западное образование, они были противниками западничества – преклонения перед западом. И.В. Киреевский (1806-1856) вместе с А.С. Хомяковым считается родоначальником славянофильства. Получив западное образование, он познакомился со святоотеческим наследием благодаря своей жене (Н.П. Арбеневой). Его духовником стал преп. Макарий Оптинский, в месте с которым он занимался изданием трудов свв. Отцов. Киреевский занялся философской антропологией, исходя из «любомудрия свв. Отцов», сосредоточив внимание на динамике духовной жизни чел-ка. Душа обычного (нецерковного) чел-ка внутренне фрагментирована и чел-к не может познать Истину. В Правосл. Ц-ви преодолевается «внешний (плотский) чел-к» и обретается «внутренний (духовный)», в нем «собирается душа» (разум, воля, чувства в жив. единство). Но для этого необходима «цельность жизни», ибо нельзя быть христианином на половину. Познание Истины созидает «разумно-свободную личность». А.С. Хомяков (1804-1860) не был профессиональным богословом, но его философия тесно связана с богословием, и прежде всего с учением о Церкви (книга «Церковь одна»). Церковь – единая, святая, соборная и апостольская. Именно она сохранила подлинное преемство с истинным православием древности. Главное в Ц-ви – истина и свобода во Христе. Не просто свобода как вседозволенность, а истинная свобода, которая возможна только в Ц-ви – свобода во Христе. Нецерковный чел-к несвободен. Субъект свободы – Церковь, вне Ц-ви свободы не существует. Так же и Истина. Именно в Ц-ви есть истина, вне Ц-ви истины не существует. Истинная философия возможна только в Ц-ви. Соборное сознание Ц-ви вводит в истину и дает свободу в истине, а соборное сознание – это приобщение ко Христу. Вера разумного человека глубоко укоренённого в соборном сознании, получает прямой доступ к Истине. Но подлинная вера так же соборна, субъект веры – Церковь. Отдельно взятый чел-к верует не индивидуально, а соборно со всей Церковью. Соборность создается самой Истиной и вне Истины, в не Ц-ви не существует настоящей соборности. 63. Философия религии в духовных академиях XIX—начала ХХ в.: основные представители и проблемы.Философия в духовных академиях ориентировалась прежде всего на лейбнице-вольфовскую систему, однако были и самостоятельно мыслящие философы. Наиболее яркие из них – прот. Феодор Голубинский, Кудрявцев (МДА) и П.Д. Юркевич (КДА) и др. Создавали фил-фию, опирающуюся на учение Церкви в синтезе с идеями западно-европейской философией. Прот. Феодор Голубинский (1797-1854) – МДА. 2-е основные идеи: 1. Идея бесконечного Бытия, которая не может быть выведена из ограниченной чел-ческой природы, но логически предваряет всякое частное познание, => она врожденна человеку и благодаря ей возможно восхождение от конечного к Бесконечному, от условного к Безусловному, а значит… 2. Возможно непосредственное восприятие Божества нашим духом. Голубинский решительно и убедительно отстаивал реальность внешнего мира, однако доказывал, что он небезконечен. Ф.Г. был ярким представителем философского теизма. П.Д. Юркевич (1827-1874) представитель киевской школы, учитель Вл. Соловьёва. Он критиковал модный в 19 в. материализм, показывая, что материализм вовсе не охватывает подлинной сущности бытия, а является лишь «новой мифологией»: «не миф ли, что в вещах количество переходит в качество?». Однако реальность вещественного мира он не отрицал. Библейское учение о сердце, как сосредоточии жизни чел-ка , Ю. поясняет данными современной ему науки. Не мышление образует сущность чел-ка, а именно жизнь его сердца, глубокие сердечные переживания. Именно сердце главный орган познания. В.Д. Кудрявцев-Платонов (1828-1891), МДА, - ученик пр Ф.Голубинского и продолжатель идей. Он уже представитель системной философии. К-П строил систему христианской фил-фии в духе новейшего критицизма во многом опираясь на декартовское (мыслю значит существую). В отличие от Голубинского в центре его фил-фской системы лежит не идея Бесконечного, а идея Всесовершенного, которое так же врожденно чел-кому сознанию, так что невозможно в нем сомневаться (как у Декарта и Ансельма). «Я» столь же несомненно, как и «не-Я», но рядом с этими двумя бытиями существует и 3-е начало – бытие как таковое – Абсолютное Всесовершенное бытие. Кроме чувственного опыта и рационального его осмысления, К-П признает существование в нашем духе «особой способности к восприятию сверхчувственного бытия», в основании которой лежит непосредственное восприятие Бога, кот. К-П называет естественным откровением, но положительное раскрытие Божества в нашем духе немыслимо без сверхъестественного Откровения.
|