КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность религии в понимании В. В. Розанова.В.В. Розанов (1856-1919) – самый старший представитель «нов. религиозного сознания», член «Религиозно-философского общества», организованного им совместно с Мережковким, Гиппиус и пр., которое, правда он вынужден был покинуть из-за внутренних конфликтов. Основные темы его размышлений, отраженные в многочисленных сочинениях – мистический пансексуализм, проблема пола, философия «маленькой религиозного человека» и пр. По сути Розанов – метафизик мещанского духа, обывательщины. В религиозно-философской и художественной форме он зафиксировал состояние обывателя, явил миру его психологии, идеалы, мудрость. Крайняя противоречивость его воззрений объясняется амбивалентностью его мышления: «на предмет надо иметь тысячу точек зрения… действительность только через тысячу и улавливается». Поэтому его философия не системна. Религия в творчестве Розанова занимает центральное место по его собственному признанию, - «…прямо или косвенно, я говорил и думал собственно только о Боге». Розанов считал религия индивидуальна и только христианство – личностно. Каждый чел-к свободен в выборе, но не веры в смысле конфессии, а выборе степени укорененности в ней. Розанов убежден, что процесс воцерковления не может проходить механически через пассивное принятие Таинства Крещения. Вера должна быть активной и проявляться в делах. По Розанову отношение к Богу и Ц-ви определяется совестью, которая различает в чел-ке субъективное и объективное, индивидуальное и личное, главное и второстепенное. Однако Розанов утверждает, что Бог и Ц-вь это не одно и тоже и отношение к ним совести должно различаться. Однако в понимании самого христианства Розанов существенно расходится с учением Церкви. Розанов неприемлет Нового Завета, т.к. учение Христа для него – религия смерти, приготовления к смерти, страдания, аскетизма, безбрачия, мироотрицания. Он критикует монашество. Свои религиозные предпочтения он отдает Ветх. Завету. И это связано с центральной темой его философии – темой пола. Связь человека с Богом осуществляется не в свете разума, а в самой интимной «ночной» сфере чел-кого бытия – сфере половой любви. Отсюда и исходит пансексуализм Розанова. Отрицая христианский аскетизм, монашество и безбрачие, Розанов находил религиозное освящение пола, семьи, зачатия и рождения в Ветхом Завете.
67. Понимание религии в экзистенциальной философии Н. А. Бердяева.Бердяев (1874-1948) наиболее известный в мире из русских философов. От Соловьёва он заимствовал «идеал Богочеловечества». Церковную иерархию и особенно монашество он не жаловал. Он ценил православие как «Церковь Предания», а не как «Церковь авторитета», но все же с Ц-вью он не разрывал, ограничиваясь лишь обличениями, но и Ц-вь его не отвергала, несмотря на его слишком вольные религиозные взгляды. Главные темы его размышлений – свобода, религия Св. Духа (которая похожа на 3-й Завет Иахима Флорского), творчество, личность, русская идея и пр. Два понимания христианства. Христианство впало в глубокий кризис из-за неверного понимания Бога как бесчеловечного Властелина, лишенного Отчей любви, а это отразилось на ложном понимании христианства как религии робких, несвободных, нетворческих людей неспособных любить Бога и ближнего. Подлинное христианство – результат победы над грехом, это религия творчески активных личностей, только такие могут достойно служить Богу и любить Его. Такое христианство Бердяев называет «эзотерическим, мистическим, духовным», оно в отличие от «теплохладного душевного благочестия» не боится вступить в борьбу за истину. Его выразителями Бердяев считал великих христианских мистиков разных времен и народов. Бердяеву чуждо понимание Бога как всемогущего Властелина. Бог не несет ответственности за мировое зло. Зло порождение свободы, оно не от Бога, зло идет путями самораскрытия. Поэтому для Бердяева Бог не всемогущ, а только благ, т.к. Он не властен над свободой. Свобода понимается Бердяевым как нечто нетварное, коренящееся в бездне «Ничто» (тот самый «Унгрунд» Бёме и Шеллинга, который в Боге, но не Бог). Это расходится с православной теологией, где Бог так же не является источником зла, но это не умаляет Его всемогущества. Персонализм Бердяева выражается в учении о высшей ценности человеческой личности непреложно соотнесенной с Богом. Человек есть микрокосм и микротеос – он сотворен по образу Божию и поэтому чел-к не может быть автономен, он всегда соотнесен с Богом. Если Бог Творец, а чел-к его образ, то человек тоже творец. Чел-к как личность непременно должен быть творцом, иначе он не исполняет замысла Божия о себе и не состоялся как чел-к. Если чел-к образ Божий, то он непременно личность. Личность проявляется в соотнесенности с другими личностями и в первую очередь с Богом => быть личностью, значит, установить полнокровное общение с Богом и другими личностями. Личность постоянно борется за то, чтобы быть личностью и этой борьбе не будет конца.
|