Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Проблема религии в философии И. Канта.




Эммануил Кант (1724-1804) – немецкий фил-ф, к религии относился сдержанно, общественные богослужения посещал редко, но Библию знал и уважал. Различные мнения о его отношении к религии исходят из того, что Кант пришел к неодинаковым выводам в 2-х главн. своих работах: «Критика чистого разума» и «Критика практического разума». В «чистом разуме» Кант пришел к выводу, что познание наше ограничено кругом явлений опытного мира и поэтому построение рациональной теологии (равно как и психологии, и космологии) не возможно. Бога невозможно познать путем умозаключений разума. Декартовское онтологическое док-во бытия Бога, выводимое из понятия всесовершенного Бога, обладающего существованием как один из совершенных признаков, Кант посчитал несостоятельным, равно как и остальные док-ва (космологическое, физико-телеологическое и пр.). Но не таковы результаты «Критики практического разума», есть практический (а не теоретический) разум. А практический разум требует идеи высшего блага, которое состоит в гармонии между добродетелью и счастьем. Это требование и есть основание всех религиозных истин и прежде всего истины бытия Бога и бессмертия души. Кант формулирует собственный вариант нравственного доказательства Бытия Божия, как источника нравственного закона, а бесконечное стремление к нравственному совершенству (святости) является основанием веры в бессмертие души. Т.е. то, что мы не можем теоретически знать, мы можем в это верить, т.к. этого необходимо требует наш практический разум. В своей «Религии в пределах только разума» Кант рассуждает о религии, христианстве и церкви. Главное в религии – искупление человека от зла. Зло – извращение нравственного порядка, оно противоположно добру. Природе чел-ка присуще нечто радикально злое и проявляется оно в эгоизме. Не желая бороться со злом, люди слагают с себя тяжесть этой борьбы и всего ждут от Бога. Вследствие чего произошла религия искупления. Борьба со злом возможна, если человек сделается подобным олицетворенному идолу добра – Сыну Божию. Но для этого нужна невидимая церковь, т.е. чисто нравственное общество. Видимая церковь – обрядовая религия, которая сама по себе ни чего не дает и не необходима для спасения, но она может служить руководством к чистой религиозной вере. По Канту сам по себе культ не нужен, но наличием культа восполняется недостаток веры. Религию Кант сводит к нравственному закону, который наиболее глубоко представлен в христианстве.

55. «Философия откровения» Ф. В. Шеллинга.

Фридрих Шеллинг(1775-1854) во многом пытался переосмыслить Канта и вернуть философии её позитивное содержание. 1-й период фил-фии Шеллинга – философия природы, где он производит реконструкцию субъекта, исходя из природы. 2-й период – трансцендентальный идеализм – реконструкция природы, исходя из субъекта. 3-й период – философия тождества – тождественность объекта и субъекта в некоем Абсолюте. Последний, 4-й период – философия откровения – анализ Абсолюта приводит Шеллинга к мыли, что Он не безликое нечто, а живая Личность, которая может жить только открывая Себя кому-то, т.к. чел-к сам укоренен в Нем, в Боге. Проблема теодицеи – наличие зла при благом, всемогущем Боге – ставит Шеллинга в тупик. Не один из существующих вариантов решения этой проблемы его не удовлетворяет. Он пытается нейти свое решение. Бог существо всемогущее и всеобъемлющее, вне Бога нет нечего. Бог существует => причина его бытия в Нём самом, у Бога есть некая подоснова Его существования (унгрунд), которая неотделима от Бога, но тем не менее, не есть сам Бог. Бог порождает всё и сам себя, стало быть окончательного единства в Боге нет, а есть то, что Он порождает в Самом Себе – Его Слово – Логос, которое существует в некотором духовном начале – в Духе. Так Шеллинг философски обосновывает существование Бога Троицы. Существование того, что не есть Бог обусловлено принципом делимости и множественности вещей. Они потому и существуют, что имеют двойное начало: 1-е то, что они тварны, 2-е то, что они укоренены в Боге, точнее в Его подоснове. Все вещи могут существовать потому, что в Самом Боге существует подоснова (то, что в Боге не есть Бог). Поэтому вещи могут быть в Боге и не быть Богом, т.е. имеет двойную природу. В чел-ке эта двойная природа проявляется в его свободе. Человек с одной стороны имеет в себе нечто от Бога и все, что он делает, делает силой Божией, а с другой стороны – он происходит из этой подосновы, поэтому он может творить и то, что не имеет Божественного происхождения, т.е. зло. Разум и воля чел-ка неразрывно укорененные в Боге могут разделяться и человек становится способным желать вредного, делать неразумные и безнравственные поступки, т.е. делать зло.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты