КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Два типа религии в философии А. БергсонаНе подозревая того Ницше стал родоначальником «философии жизни», если ценностей нет, то единственной ценностью является сама жизнь (жизненный порыв у Ницше). Ярким представителем «философии жизни» (очищенной, правда, от крайностей нигилизма) стал Анри Бергсон (1859-1941). В конце жизни он написал «Два источника морали и религии», в кот. развернута оригинальная концепция религии. Бергсон различал 2-а вида религии – статическую и динамическую. Сама религия есть защитная реакция природы против разлагающей деятельности ума, она не происходит от страха перед высшими силами, а является реакцией против страха. Источником статической религии является иррациональный инстинкт, укорененный в первичном жизненном порыве, который возможно и есть сам Бог. В отличие от статической, динамическая религия имеет другой источник происхождения. Стат. религия привязывает чел-ка к обществу, динамическая – выводит за границы мира, основная её черта – мистицизм. Форм мистицизма много, но только христианский мистицизм (вернее, римо-католический) Бергсон считает истинным, его источником является творческий порыв, «подлинный мистицизм – это действие, творчество, любовь». В католических мистиках Бергсон выделяет их энергичность и склонность к деятельности. Мистиками движет мистическая любовь к человечеству, которая не есть выражение инстинкта, которым движимы статические религии. В мистицизме по Бергсону происходит выход за пределы инстинкта и совпадение с жизненным порывом, в котором инстинкт укоренен. Опыт мистиков указывает на бытие Высшего существа, с которым они имеют общение. Опыт мистиков позволил Бергсону положительно ответить на вопрос о существовании Бога, бессмертии души и потустороннем мире. Однако Бергсон не решил проблему – является ли Бог личностью или это только жизненный порыв. Дело в том, что он рассматривал опыт мистиков только как внешний наблюдатель, к тому же христианскую догматику он (иудей), понимал как продолжение философии Платона и Аристотеля. Христос для него всего лишь автор евангельских проповедей, но не Богочеловек.
60. Религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, М. Бубер, М. де Унамуно).Экзистенциализм появился в ХХ в. в основном как протест против рациональных теорий и разделился на 2-а направления религиозный и атеистический. Религиозный экзистенциалисты искали утраченную связь с Богом. Г.Марсель (1889-1973) католический экзистенциалист. Он ищет основы веры не из рациональных теорий, а исходя из своего конкретного религиозного опыта. Марсель развел 2 мира в кн. «Быть и иметь». «Иметь» - это отрешиться от Бога, жить телесной жизнью. «Быть» - это обрести свободу в Боге. Экзистенциальное бытие, в котором нуждается чел-к, состоит в мистическом постижении присутствия Бога, в проникновении в Тайну бытия, о чем свидетельствуют не рацион. теории, а сама жизнь чел-ка имеющего веру и отказавшегося от внешнего мира с его ценностями. Фил-фия Марселя называется «неосократизм». М.Бубер создал экзистенциальную философию межличностного диалога. Бубер (1878-1965) считал, что нужно рассматривать бытие не как таковое, а как «со-бытие» - сосуществование Я с другими личностями. Подлинное бытие реализуется в отношении «Я-Ты», а не в отношении «Я-Оно». «Я» тогда «Я», когда есть «Ты». Бог открывается человеку только в ситуации диалога, в отношении «Я-Ты». Вера не есть чувство, а сама действительность. Она имеет 2-а образа: 1. Вера – доверие (пример, ранний период Израиля); 2. Вера – признание истинности (пример, раннее христианство). Сейчас наблюдается «затмение Бога» (как у Ницше – смерь Бога), это выражается в отношении «Я-Оно», идеи Бубера призваны способствовать встрече Я и Бога. Мигель де Унамуно (1864-1936) испанский католический экзистенциалист. В его философии главными темами стали внутренняя духовная жизнь чел-ка и связанные с ней проблемы. В кн. «О трагическом чувстве жизни» он отрицает абстрактную идею чел-ка. Абстрактному чел-ку не нужен Бог, Бог нужен конкретному чел-ку, который ест, пьёт, смеется и пр. А вера есть трагическая борьба конкр. Человека за свое спасение (примеры таких людей: Август, Паскаль и пр.). Источник религии – личная жажда бессмертия, из которой Унамуно выводил свое понимание христианства, которое есть осуществление высшего синтеза иудаизма и эллинизма. В кн. «Агония христианства» Унамуно показывает, что христианство (католицизм) протекает в плоскости личной борьбы и представляет собой множество личностей ведущих борьбу (агон) за веру. «Чистое христианство» ищет вечной жизни вне истории и противостоит «христианскости» приспособленной к земным делам и заботам.
|