Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Современная публицистика в годы ВОВ.




К концу 1930-х годов все очевиднее стан.угроза войны. Жур.должна была подг.народ к возм-му нападению врагов. Кол-во газет резко возр.(к40 г- около 9т, 2,5 вых.в нац.сов.респ)возрос и объем вещания Центр.радиост. Воскр.номера газет за 22 июня 1941 года. не предвещали никакой беды. А 24 июня 1941 г.созд-ся Совинформбюро, (краткое изложение военно-операт.сводок.) Через неделю после нач.войны в ред. Центр.газ.и на Всесоюз.радио созд.военные отделы. Жур-ка д/б. поднимать боевой дух сов.народа.Закр.гражд.изд.,появ.воен.(5 центр.газ. и 25жур.для Сов.армии и ВМФ: "Красная звезда" и "Красный флот" объед.в своих ред.круп.сов.пис. - А.Н.Толстого, И.Г.Эренбурга, К.М.Симонова, Б.Л.Горбатова и др,затем.шла фронт.печать, вых.на передовой, подпольная и партиз.пресса, выпуск. в тылу у врага.(в начале войны типогр.способом изд.более 20газ, то к 44 г.их стало около270). До ок.48 года предприн.попытки печ.газ. для солдат и офицеров нем.армии. Но потом их замен.листовки, воззвания, плакаты.Вместе с перестройкой СМИ шел процесс созд.фронт.кор-ой сети. Блест.образцы публ.воен.лет принад.таким фронт.кор-ам, как Шолохов, Б..Полевой, А..Фадеев. Право иметь пост.корреспондентов на фронте пред.Совинформбюро, ТАСС, ред.г. "Правда", "Известия", "Красная звезда", "Красный 'флот", "Ком.правда", Всесоюз. радиокомитету и тем респ., обл.газ, на тер.к-ых прох.воен. действия.Работа не прекр.и во время обороны гор: в Москве, Одессе, Севаст, Ленинграде, Сталинграде. Гл. задача идеол.и мас-пол.работы -чтобы каждый сов.чел. глубоко понял лич.ответс.за судьбу Родины и внес макс. вклад в общую борьб.Очень важно было пробудить нац.гордость в рус. чел. Публ.ст. А.Н.Толстого "Родина", "Мы сдюжим!", "Рассказы Ивана Сударева" обращ.к самым сокр-ым патр.чувствам.Но не менее важно было и превратить чувство любви к нац.святыням в ненависть к врагу. Свою гл.задачу И.Г.Эренбург видел как раз в воспитании у народа ненависти к тем, кто посягнул на его жизнь, кто желает его поработить, уничтожить. Статьи публ-та "О ненависти", "Киев", "Одесса" и др.обостряли это чувство ненависти, показывая зверства захватчиков. Цикл памфлетов Эрен."Бешеные волки" рис.образы фаш.главарей, начиная с.Гитлера. Искл-ая разоблачит.сила его ТВ-ва была напр.на то, чтобы вселить в сознание людей увер.в правоте. К.Симонов иначе подходит к созд.образов сов.солдата. Если И.Г.Эренбург чаще всего пиш.статьи, то К.М.Симонов -очерки. Его задача - раскрыть дух армии. Его произв.строятся на детал.опис.дух.мира чел. Сим.был свид-ем многих реш.битв и писал о них: "В Керченских каменоломнях", "Осада Тернополя", "На старой Смоленской дороге" и др. Огр. роль -кинодокументалистика. Уже в нач.ВОВ на фронт выехало более ста съем. групп кинохроники. ("Ленинград в борьбе" ,"Разгром немецких войск под Москвой,"Битва за Севастополь", "Победа на юге", "Освобождение Советской Белоруссии", "Освобожденная Чехословакия", "Югославия", "Берлин" и мн.др) и фотопуб-ка(лит.-худ. жур"Фронтовая ил-ция" и "Фотогазета).Публиц-ми стан-сь все виды искусства.

С началом вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР фашистская пропаганда обрушила на советских людей всю свою мощь – сотни журналов, газет, брошюр, книг. В ход было пущено кино, радио, громкоговорящие установки и другие средства пропаганды.

Война сразу же изменила весь облик советской печати, более чем в два раза сократилось число даже центральных газет – до войны их было 39, а осталось всего 18. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты, такие, как «Лесная промышленность», «Текстильная промышленность» и др. Некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Значительно сократилось число местных изданий. Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты, а республиканские, паевые и областные партийные газеты стали выходить пять раз неделю на двух полосах. Двухполосными стали и районные газеты, переведенные на еженедельный выпуск. Сокращению объема подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны вместо шести на четырех полосах.

К концу 1942 г. задача создания массовой прессы в Вооруженных Силах в соответствии с требованиями военной поры была решена: к этому времени выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу фага. Из подпольных изданий, выходивших на оккупированной территории, наибольшей известностью пользовались газеты «За советскую Украину», «Большевистская правда» , «Витебский рабочий», «В бой за Родину!» Из партизанских – «Красный партизан», «Партизан Украины».

Значительные изменения произошли и в журнальной периодике. Были созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс» литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный военной поры журнал, имевший тираж 250 тыс. экземпляров, «Красноармеец». Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт) и др.

В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941 г. было создано советское информационное бюро. В задачу Совинформбюро входила оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран В годы войны особенно незаменимым стало самое оперативное средство информации – радиовещание, первые военные передачи которого появились одновременно с правительственным сообщением о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии. О возросшей роли радиовещания в условиях войны свидетельствует оперативное создание филиалов Всесоюзного Радиовещания в Куйбышеве, Свердловске, Комсомольске-на-Амуре. В ноябре 1942 г из Москвы началось вещание на украинском и белорусском языках. Одновременно из Саратова на украинском языке вела передачи радиостанция им. Т. Шевченко, в составе которой активно сотрудничал писатель и публицист Ярослав Галан. На заключительном этапе войны советская журналистика пополнилась еще одним видом печати: были созданы газеты для населения освобожденных от фашистских захватчиков государств, о чем свидетельствуют уже названия этих изданий — «Свободная Польша», «Венгерская газета». Выходили также «Новый голос» на румынском, «Ежедневное обозрение» на немецком, «Новая жизнь» на польском языках.

. Веру в нашу победу в сердца советских людей вселял каждый из тысячи трехсот номеров «Правды», изданных в годы Великой Отечественной. Газета нередко являлась трибуной деятелей партии и международного коммунистического движения: М.И. Калинина, В.А. Карпинского, Е.Д. Стасовой, Димитрова, Тольятти, Тореза, Активно сотрудничали в ней лучшие представители советской литературы: Михаил Шолохов – «Они сражались за Родину», Борис Горбатов – «Непокоренные», Константин Симонов – «Русские люди». Яркую страницу в историю советской печати периода Оте-чественной войны вписали «Известия». Двести сорок известинцев ушли на фронт. Сорок четыре из них погибли. . Когда линия фронта проходила по Подмосковью, редакция «Известий» стала общежитием военных корреспондентов, которые на рассвете выезжали на передовую, а вечером возвращались, чтобы сдать материал в номер.

Впечатляюще о подвигах защитников советской столицы, а также о героях обороны Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Сталинграда рассказывала «Комсомольская правда». Регулярно публиковала газета полосы писем с фронта и на фронт. За время войны таких полос вышло свыше ста. Специальные номера газеты были посвящены Зое Космодемьянской, Лизе Чайкиной, Александру Матросову. Правдиво отражая трудовые достижения в тылу, советские журналисты успешно использовали многие формы массовой работы, появившиеся еще в годы первых пятилеток. Особенно эффективной была деятельность выездных редакций. Около 30 выездных редакций «Правды» и около 40 «Комсомольской правды» действовали на строительстве домен. В возрождение города-героя внесла свой вклад и выездная редакция «Комсомолки», Достойно в годы Великой Отечественной войны была продолжена традиция издания красочных сатирических «Окон РОСТА», по примеру которых советские художники и поэты незамедлительно приступили к выпуску «Окон ТАСС». Всего за годы войны их издано около 1,5 тысяч. Вслед за московскими «Окна ТАСС» появились в Ленинграде и других городах. Неизменными авторами «Окон ТАСС» были художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), П. Соколов-Скаля, В. Дени, М. Черемных, М. Савицкий, Г. Нисский, поэты Д. Бедный, С. Маршак, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, С. Кирсанов

В историю советской литературы и публицистики навсегда вошло имя Алексея Толстого. Вдохновляющая роль в битвах с врагом статей "Что мы защищаем*, "Родина", "Нас не одолеешь", "Мы должны выстоять", "Москве угрожает враг" и многих других выступлений писателя, опубликованных в "Правде", "Красной звезде" и других газетах.

Статьи, очерки, памфлеты Ильи Эренбурга – это оперативные мобилизующие отклики на каждое значительное событие незабываемой эпохи. Он пишет о фронте, о тыле, о героизме советских воинов и подвигах тружеников, о советском патриотизме, о зверствах фашистов. Он разоблачает чудовищные планы и злодеяния гитлеровцев на советской земле, «семи своими выступлениями в печати он воспитывает ненависть к врагу и вселяет в сердца народов, в сознание каждого бойца чувство беспощадной мести к фашистским оккупантам.

Созданные И. Эренбургом сатирические портреты фашистских вояк убедительно раскрывают человеконенавистническую сущность фашизма. Его публицистика насыщена обилием фактов, историческими литератур-ными параллелями, лирическими интонациями. При этом важно подчеркнуть мастерство сатирического обобщения, что давало ему возможность особенно убедительно бичевать не только фашизм как систему со всеми его гнусными пороками и омерзительными делами, но и конкретных носителей фашистской идеологии, фюреров больших и малых, палачей кровавого гитлеризма.

За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов писателя, составивших четыре объемистых тома под общим названием «Война». Первый том, увидевший свет в 1942 г., открывался циклом памфлетов «Бешеные волки», в которых с беспощадным сарказмом представлены главари фашистских преступников: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер. В каждом из памфлетов, на основе достоверных биографических сведений, даны убийственные характеристики палачей «с тупыми лицами» и «мутными глазами»( «Адольф Гитлер», «Доктор Геббельс») В октябре – ноябре 1941 г. в «Красной звезде» одна за другой появились статьи писателя: «Выстоять», «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Им холодно», в которых он прозорливо писал о неизбежном разгроме фашистов под советской столицей По короткой энергичной фразе безошибочно угадывалось авторство его статей.

Начало войны 22 июня 1941 г. (если кто не знает)

22 июня в 12-00 Центральное радио передает правительственное сообщение о нападении Германии на СССР.

24 июня создается Совинформбюро. Основная задача – краткое изложение военно-оперативных сводок. За время войны обнародовало 2373 различных материалов о ходе военных действий и жизни в тылу, проводило пресс-конференции для советских и зарубежных корреспондентов. Через неделю после начала войны в газетах и на радио созданы военные отделы.

Сокращение гражданской печати (прекращение выхода некоторых изданий, сокращение объема «Правды» и др.), развертывание сети военных газет: фронтовые издания в армиях, дивизиях, бригадах и т. д., освещение войны в центральной прессе («Красная звезда»); создание подпольной и партизанской прессы («За Советскую Украину», «За Советскую Литву» и др.).

Была попытка издания газет, рассчитанных на разложение противника, но надежды на успех не оправдались и в 1942 г. их издание было прекращено. Вместо этого листовки и прокламации.

Выход газет на оккупированных территориях: на Западной Украине и в др. местах.

Создание новых радиопередающих центров, увеличение вещания на местных языках (украинском, белорусском и др.).

Создание фронтовой корреспондентской сети. Право иметь корреспондентов на фронте имели редакции центральных газет, Совинформбюро, ТАСС, Всесоюзному радиокомитету и газетам тех областей и республик, на территории которых велись боевые действия. Главная задача прессы в годы ВОВ – всестороннее освещение жизни на фронте и в тылу, героизма и мужества солдат.

Сатирические материалы в центральной прессе (Кукрыниксы и Маршак в «Правде») и юмористические издания «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др. На начальном этапе войны была предпринята попытка издания газет, рассчитанных на разложение войск противника. К апрелю 1942 г. таких изданий было 17. Но они не выполнили возложенных на них задач и поэтому 5 октября 1942 г. их издание было прекращено. Вместо них большими тиражами выпускались листовки, прокламации. В связи с развертыванием сети военных газет потребовалось сократить гражданскую печать. Число центральных газет уменьшилось более чем вдвое: из 39 осталось лишь 18. Перестали выходить «Черная металлургия», «Машиностроение», «Уголь», «Нефть», «Легкая промышленность» и др., сокращались тиражи и объемы, как центральных, так и местных газет. «Правда», издававшаяся на шести полосах, с 30 июня 1941 г. стала выходить на четырех полосах. Республиканские, краевые и областные газеты выпускались 5 раз в неделю на двух страницах: районные газеты, объем которых сокращался до двух полос, переводились на еженедельный выпуск. В краях и областях прекращалось издание комсомольских газет. Освещение молодежной проблематики возлагалось на партийные газеты. В 1942 г. в стране насчитывалась 4561 газета, в то время как в предвоенном 1940 г. издавалось 8806 газет. Разовый тираж с 38,4 уменьшился до 18 млн. экз.[9] Среди документов, способствовавших быстрым темпам строительства фронтовой прессы, были директивы государственных и военно-политических органов: «О мобилизации журналистских кадров в военную печать», «Об организации партийно-политической работы в условиях войны», «О работе военных корреспондентов на фронте»[10] и др. В 1942 г. издавалось 13 фронтовых газет. Они выходили не только на русском языке, но и на языках других народов СССР. Иногда на одном фронте издавалось до 6 газет на национальных языках – дивизионных, армейских, фронтовых.

Илья́ Григо́рьевич Эренбу́рг (15 (27) января[1] 1891, Киев — 31 августа 1967, Москва) В 1908 был арестован, в декабре эмигрировал в Париж, где продолжал революционную работу, затем отошел от политической жизни. Обратился к литературной деятельности: в Париже выпустил сборники стихов "Я вижу" (1911), "Будни" (1913) и др. Первая мировая война оказала влияние на настроения Эренбурга, усилив его скепсис и критицизм, что отразилось в его "Стихах о канунах" (1916), проникнутых ожиданием краха и надвигающихся социальных перемен.В 1915 - 17 был корреспондентом газет "Утро России" (Москва) и "Биржевые ведомости" (Петроград). Военные корреспонденции этих лет стали началом его журналистской работы ("Лик войны", 1920).

В июле 1917 возвращается в Россию, Октябрьскую революцию сначала не понял, сомнения тех лет нашли свое отражение в его стихах, испытывал "восторг и ужас перед современностью".Весной 1921 уехал за границу, где написал первое свое произведение в прозе - роман "Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников..." (1922). Затем последовали другие романы: "Жизнь и гибель Николая Курбова" (1923), "Любовь Жанны Ней" (1924) и др.

В 1921 - 24 Эренбург живет в Берлине, сотрудничает в журналах "Русская книга" и "Новая русская книга", где печатает статьи о современном русском искусстве. Публикует книги "Портреты русских поэтов" и "А все-таки она вертится".

В 1924 - 26 работает над социально-психологическими романами "Рвач" (1924) и "В Проточном переулке" (1927).

В 1930-е поездки в Испанию, Германию и другие страны Европы убеждают его в наступлении фашизма, В 1932 - 33 в Париже написал и опубликовал роман "День второй", пересматривающий позиции своего прежнего скептицизма.

Годы 1936 - 1939 с несколькими перерывами провел в Испании в качестве корреспондента "Известий". Представительствовал как советский писатель-антифашист на международных конгрессах в защиту культуры (1935, 1937), выступил как поэт (сборник стихов "Верность", 1941), как прозаик ( сборник рассказов, роман "Что человеку надо", 1937). В 1940 приступил к работе над романом "Падение Парижа".С началом Великой Отечественной войны широкую известность приобрела его публицистика: выступал в газетах "Правда", "Известия", "Красная звезда". В дни войны возник замысел романа "Буря", который был завершен в 1947 и получил Государственную премию за 1948. В послевоенные годы опубликовал роман "Девятый вал" (1951 - 52), повесть "Оттепель" (1954 - 56), вызвавшую острые споры.В 1958 - 1960 выступал как мастер литературно-критических эссе и литературного портрета ("Французские тетради", 1958; "Перечитывая Чехова", 1960). Наиболее значительное произведение последних лет - книга воспоминаний "Люди, годы, жизнь", о которой Эренбург сказал: "Она, разумеется, крайне субъективна, и я никак не претендую дать историю эпохи... Эта книга не летопись, а скорее исповедь..."

До конца жизни вел огромную общественную деятельность. И.Эренбург умер в Москве 31 августа 1967.

 

 

89. Журналистика и проблема свободы печати: социально-психологический, экономический и юридический аспекты.

На жит.уровне,св.-это ничем не сдержив.св.личности. В ней есть огранич-ия. Своб.действия одного наталк-ют на св.действий.др-го и это созд-ет предел действий каждого. Пределы: соз-ся необх-тью совм-го выживания; ставит природа; личностные псих. и природ. способ.-ти и особ-ти чел.Св.-это очень уязвимая категория, связ.с индив.чувствованием, ощущением свободы. Св.-это гл.потреб.чел.,чел-во давно осознало св. как выбор поступков. Абс.св.нет.Св.печати тоже не однозначна. История десонстр.слож.путь развития идей св.слова. Античность:Св=владение землей.Реформация:1-ая постав.этот вопрос.-Св.=равные права=владение част.собств..Томас Джеф «Декларация амер.независ.»: 1776.-впервые Св.=св.печати=св.выр-ие мыслей.Пролет.понимание: 1848г.Маркс и Энг. Св.=классовое понятие(говорить от имени всего народа) «гл.св.печати стост.в том,чтобы не быть промыслом».Сиуиалистич.поним.Ленин «Парт.орг. и парт.лит.»впервые мысль об освоб.-ии печати от капитала. «Декрет о печати от 4н.1917г. все СМИ объявл.нар.собств.Запрет на пропоганду др.идеологий.Эконом.условия: чтобы реал-ть свою соц-твор.св.необ-мо обладать экон-ми возм-ми для орг-ции своей деят-ти.Доходы должны превышать. Источ.: подписка, рознич.продажи,реклама, субсидии(гос.СМИ), через создание концернов.Гос. созд-ет и Юридич.базу: юрид.нормы опред.границы св.деят.журн.Они оперд.правами и обяз. «Закон о СМИ» 1991. Совр.-ми гос-ми отменен контроль в виде цензуры, но это не знач.,что она исчезла. Она легко прячется в др.формых( общ.мнение, к-рое созд-ют круп.СМИ, комерч.цензура, эстетич.Ц.) Билет 45 вопрос 1

Социально-психологический аспект:

В обыденной жизни свободу мы трактуем как вольность в действии, но мы ощущаем, что есть некие ограничения. Эти пределы выработаны тысячелетиями совместной жизни людей.

1 предел создается необходимостью совместного выживания. Человек должен понимать, что при отсутствии уважения к свободе другого, в обществе может наступить хаос.

2 предел ставит природа. Зависимость от природных источников энергии. С середины 19 века, когда стала развиваться наука, НТР, возникло чувство способности поработить природу. Но с 60-х годов 20 века стали ощущаться последствия свободы человека по отношению к природе. Она поставила человека в условии выработки новой линии глобального поведения, иначе катастрофа.

3 предел ставят личностные психологические, природные особенности человека. Невозможно быть свободным от личностных переживаний. Свободой нельзя наделить, ее можно вырастить в себе, главное понять диапазон творческих возможностей.

Человечество давно впервые осознало свободу, эколог Моисеев считает, что первое ограничение было в эпоху неолита, «не убий» себе подобных. Эта норма позволила осознать себя духовным человеком. Большое место стали занимать нравственные нормы, нормы поведения, т.е. социальные нормы ограничения произвола. Главную роль в этом сыграл язык и речь. Развивающаяся нравственность формировалась в моральные нормы. Мораль образовала ядро религиозных верований. Из моральных норм сформировалось область права. Но Божий суд всегда ставился выше, чем людской. Вне социальной нормы свобода превращается в несвободу, а абсолютной свободы не существует.

Экономический аспект:

Чтобы реализовать свою социально-творческую свободу надо обладать экономическими возможностями для организации своей деятельности. Закон разрешает издание газеты любому гражданину страны, но уже на самом начальном этапе нужны затраты на помещение, оборудование и др. Учредитель СМИ должен либо располагать средствами, либо получить кредиты от государства, или от коммерческих структур. Источников доходов у СМИ несколько: подписка, продажа. Но этого не хватает.

Рынок предполагает конкуренцию, поэтому большое значение имеет реклама. Плата за неё – основная часть доходов СМИ. СМИ, открывающиеся государством имеет право на субсидии. Т.об. юридическое освобождение от гос-ва оборачивается экономической зависимостью. Путь к экономической независимости журналисты видят через создания объединений, концернов. Антимонополистическое законодательство – попытка гос-ва не допустить создание единой системы жур-ки в гос-ве.

Юридический аспект:

3 концепции юридической стороны свободы печати: авторитарная(1), либерторианская(2), концепция ответственной свободы(3).

1. Пользоваться свободой могут лишь те, в руках которых власть. Инакомыслие не допускается или подвергается эконом. ограничениям, цензуре.

2. Возникла на этапе буржуазных революций в Европе. Тогда сформировался лозунг полной свободы печати. В20 веке возникли идеи против полной свободы. Это привело к формированию ответственной свободе.

3. Законодательная власть имеет право издавать законы, к-рые регламентируют рамки свободы: охрана интересов гос-ва (военная и гос. тайна), охрана прав личности (тайна переписки, неприкосновенность жилища и др.). По закону преследуется клевета (закон о диффамации).

Права и обязанности журналиста изложены в Законе РФ «О СМИ», принят в 1991 году.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты