КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
М.Ломоносов и становление русской периодической печати.1727 – «Санкт.-Пет.Ведомости». Дальше серия подобных изданий. Издание газ.берет на себя Ак.Наук. Лом.приним. в ней участие.Миллер редакт.газ. Заграничные новости. Изд-сь 2раза в неделю, на протяж.всего 18в.ее периодич.не измен.С 1728-выходит приложение «Историч.генеологич. и географ. Примечания» Раз в месяц, затем к кажд.№газ. Они превращ.как бы в журнал, явл праобразом журн.текста. По инициативе Лом. был также открыт Моск.ун-ет 1755г. Открытие при нем типографии. Изд.-ся газ. «Моск. ведомости». Вскоре появл.неск.литер.изд. С 1755г. При АН увидел свет 1№ журнала «Ежемесячные сочинения». Ред-р Миллер. В 1754 в Гамбург.газ.статья, опроверг.теорию теплоты Лом. «Травля»Лом. Лом. Подготовил ст. «О должности Жур-ов». В ней он рассматр. участие жур.-ов в распростр. Научных знаний. Лом.подчеркивает, что свобода суждений-это не значит свободу распростр.безосноват.домыслов, гл. при этом-соблюдение истины, основат-ой и исследоват-ой. Правила науч.жур-ки: 1)ж-ст должен помнить, что рецензирование-это «уметь охватить то новое и существенное, что есть в произв.»; 2) беспристрастная оценка, непредвзятой критики;3) постыдно красть чужие идеи и выдавать их за собст. Открытия. “Московские ведомости” (1756-1800) – вторая газета в России, которая стала издаваться по инициативе М.В.Ломоносова тиражом около 600 экземпляров через год после открытия Московского университета. Газета выходила на 8 страницах. Здесь публикуются материалы о жизни и деятельности Московского университета, его профессоров и студентов на разных факультетах, о научных разработках ученых, о торжественных актах и других событиях, о выходе новых книг. Печатались сведения о новых преподаваемых курсах, лекциях, диссертациях, успеваемости студентов. Можно увидеть на ее страницах и статистические сведения об университете. Четко прослеживается “университетский” уклон в отборе материала. Это был своеобразный симбиоз вузовской многотиражки и общественно-политической общенациональной газеты. Информация в основном носила официозный характер: высочайшие и сенатские указы и приказы, придворные известия, донесения с театра военных действий, а также платные объявления. Доход от них поступал в казну Московского университета. В иностранных и научных публикациях прослеживается явная “просветительская” направленность. Их газета не перепечатывала из “Санкт-Петербургских ведомостей”, а составляла силами своих сотрудников. Книжные новинки и другие существенные литературные события тоже находили отражение на страницах “Московских ведомостей”. Почти в каждом номере помещались краткие сообщения о заседаниях Академии Наук и ее деятельности. Нередко к номерам газеты прилагались “Прибавления”, подробно освещавшие различные торжественные мероприятия в Московском университете, содержавшие отчеты о лекциях новых профессоров университета. Но газеты из-за очень обширного официального раздела была тяжеловесной и постепенно пришла в упадок. Расходилось около 600 экземпляров.В 1779 году ее взял в аренду (это очень характерное для России явление, т.к. в этот период для борьбы с вольнодумством было запрещено создавать новые СМИ, а можно было только перекупать или арендовать уже существующие) известный издатель и редактор Н.И.Новиков и вдохнул в нее новую жизнь. Стал печатать не только политические статьи, но и различной другой тематики. Ломоносов и научная журналистика. Ломоносов сыграл выдающуюся роль в формировании российской журналистики – и не только научной. Немало он потрудился на журналистском поприще – как переводчик (тогда важнейшая журналистская профессия в России) и редактор. В 1741 г. М.В. Ломоносов в качестве автора и переводчика сотрудничает с “Примечаниями на Ведомости”, печатает свои оды на злобу дня – день рождения императора, поздравление новой императрице Елизавете Петровне, в честь победы российских войск над шведами, а также переводы статей академика Крафта – “О сохранении здоровья”, “О твердости разных тел” и другие. В 1748 г. Ломоносов назначается литературным редактором в отдел переводов газеты “Санкт-Петербургские ведомости”, но фактически становится редактором газеты. Он стремится к расширению отдела отечественных гражданских новостей и научных сообщений, к более понятному и доступному изложению и оперативности материалов. Благодаря деятельности Ломоносова тексты газеты удобно читать, они отличаются четкостью языка и построения фраз. Он был и одним из первых теоретиков журналистики, сформулировав в статье “О должности журналистов” (1754) – полное название статьи “Обязанности журналистов при изложении произведений, имеющие целью обеспечить свободу научного суждения” – важнейшие требования к деятельности работников прессы. Среди них – добросовестность и объективность в освещении научных достижений и деятельности ученых, уважение к их авторитету, тактичность, умение ценить и уважать чужое мнение и не спешить с осуждением научных гипотез. Высказался он и о недопустимости плагиата – то есть присваивании себе чужих высказываний, мыслей, текстов. Кроме этого у М.В.Ломоносова есть еще несколько работ по теории и практике литературного и журналистского творчества:1739 г. – “Письмо о правилах российского стихотворства”;1748 г. – “Краткое руководство к красноречию”;1755 г. – “Российская грамматика”, “Рассуждения об обязанностях журналистов”; 1756 г. - “О нынешнем состоянии словесных наук в России”;1757г. – “Материалы к Российской грамматике”; “Предисловие о пользе книг церковных в русском языке”. Частные журналы умеренно-либерального и прогрессивного направления. Первый частный журнал в России появился в 1759 г. – “Трудолюбивая пчела”. Частные журналы рождались в период перехода от салонных методов литературной деятельности к публичным. Многочисленные литературные кружки и салоны, объединявшие дворянскую образованную молодежь, позволяли ей вести рукописное распространение своих произведений. Выпускники же высших учебных заведений – Московского университета или Сухопутного шляхетского корпуса ищут новые пути. Они начинают издавать свои литературные журналы. “Праздное время в пользу употребленное” (М.,1759-1760); “Трудолюбивая пчела” (СПб., 1759);“Полезное увеселение” (М.,1760–1762);“Собрание лучших сочинений” (М., 1762);“Невинное упражнение” (М., 1763);“Свободные часы” (М,. 1763);“Доброе намерение” (М., 1764).“Праздное время в пользу употребленное” (СПб., 1759-1760) – еженедельный журнал, издававшийся группой преподавателей Сухопутного шляхетского (дворянского) корпуса. Главная тематика публикаций журнала – морально-нравственная: о надежде, об успокоении совести, о чести, о душевном спокойствии, о молчаливости. Печатаются “разговоры в царстве мертвых” великих мудрецов древности, а также исторические статьи. Характер издания нравоучительный и унылый. Этот журнал занимал примирительную позицию. Редактор считал, что, критикуя действительность, сатира “должна хулить порок, а не лица”. Этих пороков три: честолюбие, сребролюбие и сластолюбие. В журнале печатаются переводы сатирических материалов из английского журнала “Зритель”. По идейной и стилевой направленности “Праздное время” является предшественником “Всякой всячины”. Журнал оживляется в 1760 г., когда в нем начинает печататься Сумароков после закрытия его “Трудолюбивой пчелы”
92. В. Белинский – теоретик и организатор русской демократической журналистики. Виссарион Григорьевич Белинский родился 11 июня (по старому стилю - 30 мая) 1811 года в крепости Свеаборг (Финляндия), в семье флотского врача, а позднее - уездного лекаря. Мать Белинского была типичной провинциальной кумушкой, а отец, человек не без дарований, опустился под влиянием провинциальной жизни. Дедом его был священник, отец Никифор, по семейным преданиям - праведник-аскет и подвижник. Характеры отца и матери отразились и на сыне. Темперамент матери, резкость и прямота отца проявились уже в юности писателя. В 1816 году семья переехала в город Чембар (позднее был переименован в город Белинский) Пензенской губернии. В 1820 году поступил в уездное училище, а с 1825 года учился в пензенской гимназии. Не кончив учения в гимназии, в 1828 году Белинский решил поступить в Московский университет. В конце 1829 года ему удалось стать студентом Московского университета: будущий писатель поступил на словесный факультет. Из всего того, что было напечатано Белинским, только три произведения увидели свет не на страницах периодики – книга «Основания русской грамматики» (М., 1837), брошюра «Николай Алексеевич Полевой» (Спб., 1846) и работа «О жизни и сочинениях Кольцова». Работ больше тысячи. Полемику ценил выше чем критику. В Москве Белинский в 1835 г. редактировал журнал «Телескоп» и газету «Молва», в 1838–1839 гг. руководил журналом «Московский наблюдатель». В Петербурге, куда Белинский переехал в октябре 1839 г., он стоял во главе журналов «Отечественные записки» и «Современник». Туберкулез, трудоголик. Расширяет пределы критики. открыл дорогу Чернышевскому, Добролюбову, Писареву. Еще будучи студентом Московского университета, Белинский выступил в печати как поэт и критик-полемист. В малозаметной московской газетке «Листок» было помещено стихотворение Белинского «Русская быль» (1831, №40–41), написанное под сильным влиянием русских народных песен и романтических баллад. В том же «Листке» Белинский опубликовал свою первую литературно-критическую работу – рецензию на анонимную брошюрку о трагедии Пушкина «Борис Годунов» (№45). Вся восемнадцатилетняя деятельность критика распадается на два периода: московский (1830-е годы) и петербургский (1840-е годы). В 1830-е годы Белинский выступал как демократ, но демократ-просветитель; в это время он борется против крепостного права, за свободу человеческой личности, за счастье народа, но свои надежды возлагает на развитие просвещения и еще не говорит о революционном переустройстве общества Уже в 1830-е годы Белинский начал создавать свою теорию реализма, разрабатывать основы подлинно демократической критики и журналистикиБелинский, исключенный из университета за свою антикрепостническую драму «Дмитрий Калинин», в феврале 1833 г. познакомился с Н.И. Надеждиным, который предложил ему переводы с французского для «Телескопа» и «Молвы Дебют Белинского в изданиях Надеждина – его статья «Литературные мечтания. (Элегия в прозе)», которая печаталась в десяти номерах «Молвы» с 21 сентября по 29 декабря 1834 г. Потом последовали многочисленные рецензии, краткие библиографические отзывы и заметки Белинского в «Молве» (их было свыше 180 В «Телескопе» Белинский опубликовал 11 статей и рецензий, в том числе «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835, №7 и 8), «О стихотворениях Баратынского» (№9), «Стихотворения Владимира Бенедиктова» (№11), «Стихотворения Кольцова» (№12), критические и полемические статьи, посвященные современной журналистике, и т.д. Популярность, спасал журнал. После статьи «Литературные мечтания» борьба Белинского за литературу, правдиво отражающую действительность, ведется в двух направлениях. Первое – развитие талантов, второе – борьба с вычурностью. Сотрудничая в «Телескопе» и «Молве», Главное в творчестве В.Г.Белинского – революционно-демократическая устремленность критика, его связь с идеями освободительного движения своего времени. Он был первым профессиональным демократическим журналистом, который своими поисками и размышлениями в области истории и теории журналистики заложил основы науки о печати. Он впервые в России сформулировал те требования, которым должно отвечать журналистика, в статье “Ничто о ничем, или отчет г. издателю “Телескопа” за последнее полугодие (1835) русской литературы”. Статья написана в форме обозрения. Заголовок позволяет затронуть множество тем и сюжетов. Белинский рассматривает только журналы. В них находит наиболее полное выражение ведущих тенденций времени. Широко освещает вопросы журналистики. Это одна из первых теоретических работ в этой области. Он касается вопросов о направлении журнала и о способах влиять на публику. Цели и функции периодического издания и различных его отделов – все это нашло отражение в статье. Белинский видел в журнале огромную идеологическую силу и хотел направить ее на решение демократических задач. Он расширил понятие о журналистике - не только способ интеллектуального развития народа, но и единственный способ пробуждения его политического и правового сознания. “Журнал должен иметь... физиономию, характер; альманачная безличность для него всего хуже. Физиономия и характер журнала состоят в его направлении, его мнении, его господствующем учении, которого он должен быть органом...”. Статья интересна для понимания журнальной борьбы 30-х гг. XIX в. В ней выковывалась демократическая пресса. Статья направлена против антидемократических концепций и охранительной деятельности журнального триумвирата. Публицист Белинский выступает против Булгарина, который, как он считает, издевается над русским народом и его литературой, против издателя “Библиотеки для чтения” Сенковского, провозгласившего, как он утверждает, беспринципность и безыдейность основой своей редакторской деятельности. Он осуждает субъективный характер критики “Московского наблюдателя”. Белинский пытается понять причины роста журнальной промышленности, причины влияния журналистики торгового направления. Оно было довольно значительно. При неразвитости в России капиталистических отношений, русские буржуа научились извлекать выгоду из печатного слова. Благородная просветительская и гуманистическая роль прессы уступила место откровенной торговле словом - доходы издателей находились в прямой зависимости от обесценивания идей, выражаемых журналами. Он старается понять причину их популярности. Учит распознавать истинные ценности и ложные декларации. Статья полна пафоса и борьбы против журнального триумвирата (Сенковского, Булгарина и Греча с их изданиями). Они, по мнению Белинского, своей пошлостью, ограниченность и явным расчетом на помещичьи вкусы стояли на пути прогрессивной журналистики, которая хотела приобщить русских людей к достижениям европейской культуры, возбудить их жажду знания, интерес к прогрессу и стремление к свободе. В торговой журналистике он видит и положительные черты – ее занимательность, доступность, разнообразие и богатство материалов. Он считает необходимым использовать это передовой журналистикой. Но безусловно выступает за идейность изданий одновременно с использованием способов “завоевания” читателей. Но этим не ограничивается вклад Белинского в отечественную журналистику. Он развил и сделал универсальным жанр литературной критики, который стал ведущим в журналистике второй половины XIX в. Белинский создает теорию реализма, основными тезисами которой являются самобытность и народность (т.е. правдивость, верность) литературы. Работы критика долгое время были нравственными и эстетическими ориентирами для интеллектуальной части общества. Белинский начал создавать свой журналистский кодекс, вырабатывать твердую систему взглядов по вопросам журналистики, по теории и практике журнального и газетного дела. «Ничто о ничем» – первый для Белинского опыт обзора литературы за определенный период Первое открытое упоминание Белинского о «Московском наблюдателе» находится в рецензии на книгу Н. Давыдова «Сцены на море» («Молва», 1835, №19). В статьях «Ничто о ничем» и «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя» Белинский настаивает, что отделы критики и библиографии являются важнейшими в журнале: «Московский наблюдатель» выходил в 1838 г. два раза в месяц, в 1839 г. – ежемесячно. В нем были следующие отделы: «Науки», «Изящная словесность», «Критика». «Литературная хроника», «Иностранная библиография» (в 1839 г.), «Театральная хроника», «Смесь», «Моды». Начали участвовать в журнале М.А. Бакунин, В.П. Боткин, К.С. Аксаков, П.Н. Кудрявцев, В.И. Красов, И.П. Клюшников, M.H. Катков, пропагандировал основные положения философии Гегеля и разъяснял их применительно к историческому развитию обществаедущим жанром журнальных произведений Белинского становится статья-трактат. “Современник”. Журнал, основанный А.С.Пушкиным в 1846 г. приобретают у Плетнева Некрасов и Панаев. Среди ведущих его сотрудников – Белинский, фактически осуществлявший идейное руководство. Он работал здесь всего два года, но это самый заметный период в жизни обновленного журнала. “Письмо к Гоголю” - своеобразное программное произведение Белинского, долгое время известное только в рукописном варианте. Здесь выражен его взгляд на роль литературы и публицистики в борьбе с крепостничеством, с произволом власть имущих, с пережитками самодержавия. Именно с такой меркой подходит Белинский к оценке современной ему литературы и публицистики, в этом ключе реагирует на выступления других журналов, с таких позиций участвует в полемике с оппонентами. Это обеспечило успех журнала. Он выходит тиражом 3100 экземпляров, начинает приносить доход. После смерти Белинского журнал остается одним из лучших журналов. На его страницах появляются произведения Толстого, печатаются Тургенев Гончаров, Писемский. Закрыт журнал был в 1866 г.
. 93. Информация как познавательно-психологический феномен. Механизмы восприятия информации. Пон. инф. известно с Петр. времен. Она поним-ся как объкт. явление, результат отражения объкт.реальности. И пердача, и восприятие текста происходит по опред. законам. Восприятие-это работа созн.,напр-ая на усвоение поступ. к чел.инф.импульсов. как правило, при этом созн.не фиксир. Сам процесс, но тем ни менее сущ.мех-мы в соз., к-рые отдел. инф. менее необх. от самой необх. На опред. комплекс инф.импульсов чел.реагирует интуитивно. В случае с соц.инф. при ее получении происх.ее перераб. В соз. И выраб.опр.линия поведения. При этом дейст.мех. важн.- установка восприятия(готовность чел реагир. опред.обр.на предлаг.инф.) Установка раб.поэтапно: 1) поисковые операции( в соот.с жизн.цен. выбир-ся ист.инф., возник. предвар оценка инф.импульсов); 2) собст.восприятие (тбор важ.сведений с т.зр.значимости – затем отклад.в созн.для запомин(краткосроч. и долгосроч.память). На этом этапе действ.ряд принципов восприятия(настороженности – страх,резонанса, защиты-отторжения); 3) завершение восприятия (переработка инф., ее вклюя.в сист.созн. и выоаб.-ка формы поведения) В процессе восприятия действ.также общепсих.закономер-ти внимания(от значим-ти инф, сенсация), понимания, запоминания. Понятие информаниции занимает ведущее место в мире. Ею пронизана вся жизнь людей. Любое воздействие на органы чувств, на сознание рассматривается, как информационное воздействие. Информацию выделяют физическую ( импульсы, идущие от природы) и социальную (идущие от человека). Принимая информацию, человек обязательно реагирует на неё тем или иным образом. В сфере журналистики создаётся социальная информация. Существуют различные виды информации: 1. сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём либо, передоваемые людьми; 2 сообщение, неразрывно связанное с управлением, 3 предача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах. Для журналистики наиболее популярным долгое время считалось понимание информации как сведений (до 1960-х гг.). Возникла новая наука – кибернетика. Её теория и практика сосредоточивали внимание на том, как измерить информационный объём. Возникла теория информации. Основным в информационной теории является то, что под информацией понимались не любые сообщения, которыми обменивались люди, а лишь такие, которые снимают неопределённость у получателя информации. . В обыденной жизни выбор, как правило, осуществляется неосознанно. Журналистика работает, постоянно снимая неопределённость. Для журналистики это очень серьёзная проблема: 1 в принципе недостижима публичная передача сообщений в полном обсалютном объёме; 2 пропускная возможность информационных каналов очень ограничена; 3 существует идеологическая и концептуальная (редакционная) установка на принципы ортбора информации. Отбирая одни факты создавая предпочтения какаим либо информационным сообщениям, создаётся информационная модель мира. Они сильно отличаются друг от друга (математическая теория). Сегодня понятие информации стало общенаучным, т. е. общим, а информационный подход – общенаучное средство исследования. Информация лежит в основе всех познавательных процессов, т. е. в основе познания. Познание происходит в форме отражения человеком, его сознанием фрагментов действительноси. Отражение есть восприятие информационных сигналов, импульсов, идущих от действительности. Человек по-разному реагирует на эти импульсы. Существует концепция: 1 объективно-идеалистическая, которая утверждает нематериальную сверхъестественную природу информации; 2 Субъективно-идеалистическую, здесь информация расматриывется как свойства личности. Различают информацию физическую и социальную. Социальная – инф., создаваемая людьми, передаваемая людьми и предназначенная людьми. Соц. Инф. обеспечивает жизнь людей в обществе. Социология занимается изучением общества. В социологии информация понимается как социальное явление связанное с деятельностью тех или иных социальных групп или социальных индивидов. Деятельность социальных групп или единиц может принимать различный вид, образуя жизненный цикл информации. Виды деятельности: 1 создание информации, т. е. формирование различных суждений, свдений, и закрепление их в соответствующих текстах. 2 перевод информации, т. е. перенесение значений текста из одной знаковой системы в др. 3 размножение, т. е. воспроизведение текста в определённом количестве экземпляров. 4 передача или распространение, т. е. трансляция или ретронсляция текста с помощью технических средств или без них. 5 потребление, т. е. приём, усвоение текста. 6 использование, т. е. манипулирование текстами с целью создания новой информации или получения результатов, на которые орентируется информация. 7 хранение инф-ии, т. е. обеспечение возможности её неодногранного воспроизводства. 8 разрушение., т. е. физическое или моральное уничтожение текста, создание на пути его распространения препятствий. Эти виды деятельности составляют жизненный цикл информации. Информационная деятельность может быть специализирована (производство инф-ии в науке) и неспециализирована, т. е. стихийной, не связанной с предварительным обучением добыванию инф-ии. Элементы социалььной инф-ии выявл. С помощью ответа на 3 вопроса: 1 о чём сообщается? 2 как сообщается 3 что сообщается. . К социальной информации можно отнести всю совокупность сообщений, сделанных человеком. В узком смысле к социальной инфомации относится сообщения, касающиеся социальной действительности и переданной в знаковой системе естественного языка. Виды социальной инф-ии: 1 межличностная или индивидуализированная, 2 специальная или специализированная, 3 масовая. Массовая информация направлена на неограниченную аудиторию, специлизированная – на определённый круг людей, межличностная на очень узкий круг. Одно и то же сообщение может иметь различн. Познавательный статус и необходимо учитывать возможность перехода, превращения информации из одного познавательного состояния в другое.
94. Литературно-художественная критика как вид публицистики: признаки, свойства, объект и предмет критики. Лит. - худ. критика занимает особое и издавна привычное место в системе художественной культуры. Однако, до сих пор она фактически не обрела достаточно полного по объему и по сути определения. Сущест. Несколько их видов, например: а) критика – это всякое выраженное, оценивающее отношение к литературе и искусству. б) критика-это самосознание направлений литературы и искусства. в) критика-это посредник между публикой и литературой, искусством. В связи с непосредствен. встроенностью лит. - худ. критики худ. процесс, она выполняет две важнейшие функции : 1) функция регуляции, которая означает конструктивное вмешательство критики в течении худ. процесса в тех моментах, когда наступают те или иные сбои между авторским произведением и реципиентом. 2) функция интерпретации, которая означает оригинальные трактовки образов сюжетов, идеи, темы, сюжеты композиц. произведения и т. д. Лит.-худ. критика – особый вид публицистики, задачей которого является оценка произведений искусства с т. з. современности и применительно к ее интересам, на основе данных теорий и историй искусства. а также всего круга общественно-политических, эстетических и этических норм своего времени.
95. Журналистское произведение: элементы его содержания и формы. Журн. Произв. – «снятая» реальная действит-ть. Качество журн-е призведен. Решающим образом зависит от качества творческого процесса.Но ЖП должно отражат не любые факты действ.. а лишь те, к-рые актуальны и значимы. Исп-ие ЖП аудиторией связ-но с потреб.-ю разрешения конкр.проблемы-это-то и формир-ет общий признак идеи ЖП, к-рая предстает перед ауд. как программа деят-ти, к-рую необх.решить для разрешения проблемы. От-того,насколько этот итог окаж.-ся потребным для ауд., насколько точно он выразит идею автора,зависит эф-ть публ-ции. Исходным критерием в оценке жур.произв.явл.содержание. С.-идейно упорядоч-ая сов-ть всех элем-ов произв., к-рая хар-ет его внутр.черты и сущностные св-ва. Эл-ты сод-ия различ.по тому,как они воспроизводят действ-ть, какую функцию вып-ют в тексте.В одном случае, они выступ.объектированным знанием о конкр.соб/явлениях, в др.-эл-ты предназначены для выражения оценки соб/явления; в третьем-эл-ты служат целям обобщенного воспроизв.-ва действ-ти. Эл-ты содержания: тема–это предмет изображения. Это также вопрос, выдел-ый автором как самый гл. для этого материала; идея-основная мысль произведения, выражение авторской позиции. Идея может предшествовать изучению жизненного материала, она фокусирует взгляды автора на действительность, определяется его нравственными убеждениями, вкусами и пристрастиями.; проблема; концепция,;образ; Форма (одна из важнейших составляющих журналистского мастерства – найти форму произведения, адекватную его содержанию).: композиция– закономер.построение произв-ия, гармонич.соотношение отдел.его частей (компонентов), образующих единое целое. Комп-ия обычно обусл-на темой и идеей, предст.собой такое соед-ие отобранных событий и фактов, к-рое раскрыв.их глубинную связь и выр-ет позицию автора. Работая над комп., жур-т нах-ся в опред-ой завис от фабулы– цепи реальных соб-ий в их реальной последов-ти, о к-рой повеств. в материале. В докум. произв.фабула не зависит от автора, это данность, то, что было на самом деле. Исходя из фабулы автор выстраивает сюжет своего произв. Сюжет (экспозиция,завязка,разв.действия,кульм.,перипетии,развязка,эпилог.)– ход повествования, способ раскрытия (и развития) темы на основе ее драматургии. Драматургия – это способ организации жизн-го материала, в ее основе всегда лежит конфликт – столкновение двух противопол. начал: положит. и отриц-го, добра и зла, жизни и смерти. Умение опр-ть конфликт как движ. пружину обществ. развития, чел-их поступков, различ.явлений природы и на основе этого конфликта драм-ки выстроить свое произв. вот один из секретов проф.мастерства жур.
96. Ведущие публицисты-этнографы мордовского края 19 в. (В. А, Ауновский, И. И. Дубасов, В. Н. Майнов, И. Н. Смирнов: по выбору) У истоков изучения культуры мокшан и эрзян стояли лучшие люди России, прогрессивные деятели русской науки и общественной мысли. Они проявляли интерес к самобытной ист., верованиям, обрядности мордовского народа. Выступали в роли активных пропагандистов его культуры. К этой деятельности оказались причастны учёные-этнографы, историки, педагоги. Они опубликовали на стр. газет и журн. 19-го и 20-го вв. многочисленные статьи, очерки, заметки о разных сторонах мордовского народа. В. А. Ауновский начал в стенах Пензенского дворянского института. Важным вижом научн. деят-ти были этнографич. исследования жизни мордовского народа, в кот-х автор по-новому осветил бытовую и духовн. жизнь мордвы, выказав восхищение его самобытной культурой и нравами. 1 работа «Краткий этнографический очерк Мещеры» (распространение песен, связь их с трудом, праздником и отдыхом). Из Пензы переведён в Н-Новгород, редактировал «Симбирский сборник». Там опубликована его статья «Инородческие населённые места Симбирской губернии» (семейный быт мордвы губернии 70-х гг. 19в.) За ним и археологический «Этнографический очерк мордвы – мокша». Мордва богата обрядами, обычаями и т. д. Излагает погребальные и поминальные обычаи народа. Описывает народные праздники и обряды, возникшие из уважения к лесу и обитаемой местности, называющиеся молянами. (Озимпуря – 15 сентября, всвязи с завершением уборки урожая.) Этнографич. очерк мордвы-мокша завершает краткий словарь мордвы-мокша, параллельно со словарём мордвы-эрзя. И. И. Дубасов (1843 – 1913) – историк, этнограф, археолог, фольклорист, статистик. Известен как исследователь тамбовской старины. «Очерки из истории Тамбовского края». Детство прошло в мокшанском селе Каргашино Спасского уезда Тамбовсой губернии (Зубово-Поляна). Учился в Тамбовской духовн. семинарии. В 1863 г. был направлен в Киево-Печёрскую лавру в духовн. академию. После вернулся в Тамбов и приступил к педагогич. деят-ти. Изучал архивы. Статьи печатались в газете «Тамбовские губернские ведомости». (Работа 1880 г. «Ширингушское городище (тамбовской губернии Спасского уезда)»). Выпустил 58 выпусков «Тамбовской учёной архивной комиссии». 1883 – 1897 гг. «Очерки из истории Тамбовского края». В. Н. Майнов (1845 – 1888 гг.) Известный учёный финноуговед. Родился в С.-Петербурге. Разработал методику собирания народных юридических обычаев. Он создал «программу юридических обычаев» и опубликовал его в ж. «Знамя» 1875г. В 1877г. разработал «Проект экспедиции для исследования мордвы» (посетил Нижегородскую, Симбирскую, Казанскую, Тамбовскую, Самарскую, Пензенскую губернии). Перед этим учил мордовский язык. 1ч. «Очерки юридич. быта мордвы» опубликовано в ж. «Слово» 1879 г. (описывал брак.) Работы: «Результаты антропологических исследований среди мордвы-эрзи», «Остатки мордовской мифологии», « Один день среди мокши», «Очерки поездки в мордву» и др. Изучал семью, отношения в ней. Г. П. Петерсон (1839 – 1909) – один из основоположников мордовского краеведения. Член Пензенской, Тамбовской учёных археологических комиссий. Увлекался краеведением. «Исторический очерк Керенского края» С 9-го июля 1882 г. начинает публиковаться в «Пензенских губернских ведомостях». Был врачём. «Исторические сведения об городе Инсаре». Работа «Саранские правительственные учреждения в начале 19 –го в.», «Циганская партия». Рассмотрел программу взаимоотношений служителей церкви и местрного населения. Отдельные работы посветил подвижникам веры. «Краснослободский Спасо-Преображенский общежительный мужской монастырь». Работа «Право хозяина». И. Н. Смирнов (1856—1904). Очерки «Мордва». Он этнограф, активный член общества археологии, истории и этнографии при казанском университете. Очерк Мордва состоит из 6 глав: «Очерок истории», «Внешний быт», «Семейное общественные отношения», «Культура предков», «Воззрения их на смерть и погребальные обряды», «Верования и культ», «Библиография».
|