Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Жанрообразующие признаки




Жанрообразующие факторы в журналистике: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика.

Предмет отображения: в аналитической журналистике – это и отдельное событие, и процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.

Событие - точно фиксированный в пространстве и во времени шаг в общественном процессе. Процесс - последовательность взаимосвязанных действий, событий. Ситуацией можно назвать определенное, повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений, сложившихся между членами какого-либо коллектива.

Целевые установки могут быть: не предусматривающими определенного идеологического или иного воздействия на аудиторию (имеется в виду нацеленность на удовлетворение коммерческих интересов издания); предусматривающими определенное воздействие. Оно может быть результатом: а) объективного информирования; б) манипулятивного воздействия (или дезинформации). Рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью, например, в нескольких словах познакомить читателя с этим событием, коротко обозначить его причину, лаконично выразить свою оценку. В результате будет написана информационная заметка.

Творческие целевые установки, наиболее часто реализуемые журналистами в разных ситуациях и в максимальной мере влияющие на характер текстов: Описание предмета, выявление причинно-следственных связей, оценка предмета отображения, прогноз развития предмета отображения, формулирование программы действий.

Методы исследования предмета. Две основные группы методов: рационально-познавательные и художественные методы. Рационально-познавательные методы включают в себя два уровня познания – эмпирический и теоретический. Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих основной поток аналитических публикаций. Применение художественных методов в журналистике обычно идет параллельно с применением рационально-познавательных, что приводит к созданию не собственно художественных, а художественно-публицистических произведений.

Эмпирические методы: метод наблюдения, метод проработки документов, методы интервью, беседы, опроса, анкетирования, опрос, метод эксперимента.

Теоретические методы: две основные подгруппы: формально-логические, или методы выводного знания, и содержательно-логические (диалектические).

Формально-логические методы. Индуктивное умозаключение и дедуктивное умозаключение, традуктивное умозаключение. Такой метод применяется в двух основных формах: сравнения и аналогии.

Содержательно-логические методы исследования. В отличие от формально-логических методов, предполагающих неизменность явлений, по отношению к которым выносятся те или иные суждения: методы анализа и синтеза, гипотетический метод, метод историзма, логический.

Художественный метод. Суть метода заключается в безграничном применении авторской фантазии, вымысла, которые дают необходимую для творца свободу создания художественного образа и выявления через него «правды жизни в целом».

Методами отражения служат: изложение, описание, изображение.

Тертычный: Жанр – это устойчивые типы публикаций, объединенные сходным содержательно формальным признаком.

Жанровые признаки: предмет, цель, метод.

 

 

98. Публицистика Н.Добролюбова, Н. Чернышевского: социально-политические и художественно- публицистические характеристики.

Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (12 (24) июля 1828, Саратов, Российская империя — 17 (29) октября 1889) Черн.род.24 июня 1828 г. в Саратове в семье священника.. В 1850 г., по окончании Пет.ун-та, он вернулся домой, где преподавал в гимназии. В 1853 г. переехал в Пет. Сначала заним.педагог. деят но вскоре всецело посвятил себя лит.труду. Писал вначале в ж“Отеч.записки”, а потом искл-но для ж. Некр “Современник”. Благодаря ему и Добр“Совр” скоро приобрел огр.лияние. Ч.был одним из образ-ших людей в Рос(16 иностр.яз) Верховной ценностью мира Ч.признавал чел. личность; если он были социалистам, то именно потому, что только социализм мог в его глазах обеспечить человечеству свободу.После прокламации «К барским крестьянам»(1861-62) его отпр. в ссылку. Лишь в 1883 г. царь Александр III разрешил Ч.верн.из Сибири и посел. в Астрахани, а потом в Саратове. Умер через 6 лет. В основе публ-ки Ч. выс.идейность, стремл.верно служить родине, неподдельный патриотизм,велич. страстность, непримиримость, смелость в борьбе с идейными противниками. Герцен как-то сказал, что Бел. «пишет своею кровью».. Слова эти можно отнести к Ч. Их(с Добр.) отличали такие качества, как стремлк глуб.анализу происх.процессов, уменье нах.гл.проблему и делать ее центром рассуждения, иск-во мыслить диалектически.Но подчеркивая преемственность традиций, необх.вместе с тем видеть те стороны публ. Ч., объяснить к-ые можно не только обст-ми времени, нов.задачами освоб. борьбы, но и особ-ми публициста как творч.личности. Ч. был решит.-ым сторонником полного народовластия и раскрепощения всех угнет. нац-стей и их нац.самоупр-ия. Ч.был противником нац. ограниченности. Он не отрывал интересов Рос.от общечел. и был решит.врагом всякого шовинизма.Ч. был не только замеч.публицист, но и выдающ.лит.критик. В ст.Ч-го, к-рму приходилось больше всего писать по проблемам фил., пол. экономии, социологии, можно встретить излишне пространные рассуждения, «растянутость» изложения. Это «излишество» объяснимо стремлением публициста разъяснить смысл далеко не простых катег.,чтобы они были понятны всем. В ст. «Критика фил-их предубеждений против общинного владения» Ч.счел нужным заметить: весь материал, заним. в статье два листа, мог бы вместиться в шесть строк, если бы чит.был в курсе достижений науки. Многочисл.сопоставления, примеры помогали завуалировать смелую мысль. Добролюбов.Рус.лит. критик, публицист, рев.демократ. С 1856, будучи студ. посл. курса, фактич.стан. профес. литератором С 1857 пост.сотр. ж. "Современник". Развивая эстетич. принципы Бел. и Черн., видя назначение лит-ры прежде всего в критике сущ-го строя, разработал метод т. н. "реальной критики" (статьи 1859-60: "Что такое обломовщина?", "Темное царство", "Луч света в темном царстве", "Когда же придет настоящий день?"). Создал сатирич. Прилож. к "Совр" - "Свисток" (1859). Вслед за первой пол.сатирой ("На 50-летний юбилей П.И.Греча, 1854) одно за другим появ. рев. стих. поэта: "Дума при гробе Оленина", "К Розенталю", "Ода на смерть Николая 1" и др. За короткий срок работы в журнале Добролюбов оставил огр.лит. наследство.В основе публ-ки Д-выс. стремл.верно служить родине, неподдельный патриотизм,велич. страстность, непримиримость, смелость в борьбе с идейными противниками. Герцен как-то сказал, что Бел. «пишет своею кровью».. Слова эти можно отнести к Д. Их(с Черн) отличали такие качества, как стремлк глуб.анализу происх.процессов, уменье нах.гл.проблему и делать ее центром рассуждения, иск-во мыслить диалектически.Но подчеркивая преемственность традиций, необх.вместе с тем видеть те стороны публ. Д. объяснить к-ые можно не только обст-ми времени, нов.задачами освоб. борьбы, но и особ-ми публициста как творч.личности. Необх. отметить веру Д.в силу рев.слова, их ненависть к фразерству и болтовне. «Не надо нам слова гнилого и праздного, наполняющего сердце приятными мечтами, а нужно слово свежее и гордое, заставляющее сердце кипеть отвагою гражданина..». Эти слова, к-ыми заканч.одна из самых ярких ст. Д.«Лит-ые мелочи прошлого года»(ставит крест.вопрос), являются как бы ключом к пониманию своеобразия публицистики. Он всегда стрем. к простоте и сжатости изложения. Рассказывая в автобиогр.р. «Пролог» о первой встрече с Добр, Черн-ий, говорит: «Ну, пишет превосходно, не то, что я — сжато, легко, блистательно. Стиль Д-публициста хар-ся большой динамичностью, отчекан.фразами. Он часто польз-ся ср-ми образной выраз.-ти, и нек-ые разделы его критич.ст. чит-ся как худож. проза. Добролюбов придавал большое знач. нац.колориту.

 

99. Служебная этика журналиста, осн.нормы и правила.

Служ.этика-ситсема нрав.треб., регламентир. поведение жур.в профес средеСлуж.этика в отл.от профес. Явл вспомог-ой или внутрицеховой. Она объед-ет круг вопр., возн. В сфере отнош. «жур.-ред.коллектив». Очень важно: сохранение ред.тайны, взаимопомощь и взаимоподдержка, выполнение работы, необх.для успешной деят.коллектива. Жур.не должен вступать в др. СМИ без согласия своей ред-ции, даже под псевдонимом; в случае перепечптки своих произв. Получить также согласие. Продолжение норм отн.-ий жур. и ред-ции «жур-ст – коллеги» Чувство локтя, солидарность, совместный поиск инф. И деловых контактов. Соблюдение иерархии и распределение обяз.сущ-ет во всех кол-ах. При этом сущ. итоварищ.взаимодействие. Проф. Отн.-это принцип.отн., т.е.могут возн споры, разногласия, сотр.должен тарпение и понимание. Товар-во не искл.твор.соревнования. Но это имеет этич огранич.: если проведение скрытых от коллег операций наносит ущерб им. Важ.момент-«жур.-редактор» Ред.должен быть демократичным, сочетать управляемость со стилистич.компетентностью. К служ.этике отн.и отн.ред.с внешт.кор. Служебная этика по отнош. к проф. является вспомогательной. Она объединяет круг вопросов, возникающих в сфере отношений «журналист – редакционный коллектив». Вступая в уже сложившийся редакционный коллектив, журналист становится его частью и принимает на себя соответствующую долю ответственности за работу в нем. От него ждут не слепого «поклонения» в принятии решений, а активного участия, иначе он не творческая личность. Если возникают серьезные разногласия в каком-либо вопросе (отступление журналиста от идейно-политической позиции редакции), то он переходит в другие СМИ. Нормальные отношения журналиста с редакцией: сохранение редакционных тайн, взаимопомощь и взаимоподдержка, , выполнение того, что необходимо редакции для ее успешного функционирования. Журналист не должен выступать в других СМИ без согласия редакции даже под псевдонимом. «Журналист – коллеги». Строгое распределение обязанностей и соблюдение иерархических отношений между сотрудниками сочетаются в журналистике с коллегиальностью и товариществом в решении каких-либо вопросов. Чувство локтя, взаимопомощи, солидарности свойственны в журналистике не только работникам какой-либо одной редакции – они присущи всему кругу коллег журналистов, если речь идет о профессиональных проблемах. Товарищество не исключает и творческого соревнования – желание первым отыскать сенсационные факты и материалы.

«Журналист – редактор». Редактор считается единоначальником. Редактор должен для пользы дела поощрять возникновение творческих споров, ведение поисков в разных направлениях, проявление различных мнений и предложений. Сознавая, что в редакционном коллективе собираются разные люди с разными характерами, опытом работы, слабостями редактор должен проявлять максимальное терпение и понимание, если нет принципиальных разногласий. Основная норма служебной этики относится: уважительное отношение к журналисту проявляется в согласованной с автором правке рукописи, предоставлении ему права ставить подпись под совместно написанным материалом, выступать под псевдонимом. Нормой служебной этики считается публикация поправки (опровержения) в связи с ошибками, допущенными по вине редакции. Служебная этика не допускает разглашения редакционных тайн и вторичной публикации материалов. К служебной этике следует отнести нормы, регулирующие взаимоотношения между редакционными работниками и внештатными авторами. Служебная этика – это то, что трудовой коллектив требует от журналиста, а журналист от коллектива. Важно соблюдение.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 362; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты