Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Философия и марксизм о законах развития и принципах познания мира.




Философия марксизма (40 г. 19в.) – диалектический материализм. Задача – устранение метафизики из материализма и освобождение диалектики от идеализма и соединение материализма и диалектики. Соц. фолософия марксизма – исторический материализм. Отказ от определения материи как субстанции, дали предельно широкое определение категории материя как объективной реальности отражаемой в человеческом сознании. Атрибуты материи – движение, время, пространство. Диалектика природы Энгельса. 5 форм движения (5 уровней организации материи) – механич., физич., химич., биологич., соц. Сознание – высшая форма отражения объективного мира, продукт высоко-организованной материи – человеческогомозга. Учение о сознании – теория отражения. Формы отражения – рефлексы, ощущения, восприятия, представления и ручное мышление. Возникновение и развитие сознания – в «деятельностной теории» антропосоциогенеза. 3 гл. фактора: труд, развитие речи, «гоминидная триада» (прямохождение, развитие рук(мелкая моторика) и мозга). Гл. категория для диалектич. и историч. материализма – категория практики. Мир – конкретная целовеч. предметно-чувственная деят-сть. Историч. материализм основан на материалистич. понимании истории и экономич. деторминизме. Источник общественнгого развития – способ производства материальн. благ. Гл. закон общественного развития – закон соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил.

 

60. Основные направления зарубежной философии в 20в.: неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм.

Неопозитивизм (Рассел, Карнап, Витгенштейн) – течение, претендующее на анализ и решение актуальных, философских и методологических проблем, выдвинутых развитием науки. Здесь восполнен недостаток логики. Попытка обосновать науку законами логики, т.к. она сущность любых рациональных суждений. Философия – логический анализ, котор. дает формальное знание, но новое не дает. Теперь базовые научные данные – высказывания=> лингвистический переворот в позитивизме (реформа научного языка). Обозначаются элементарные факты (объекты) – именами, их сочетания – предложениями (атомарные, базисные, элементарные, протокольные). Но чтобы получить достоверные знания необходимо проверить (верифицировать) предложение. Принцип верификации (проверка истинности) – научным можно признать только такое положение, котор. м.б. сведено к опыту и проверено на опыте. Недостатки: не всё подвергается верификации (например, люди смертны, но как это проверить). На этом этапе заговорили о статусе философии.

Экзистенциализм – философия жизни и экзистенциализм пытались преодолеть ограниченность рационализма эпохи просвещения. Э. (философия существования) отказывается от постановки традиционной проблемы сущности человека. Цель: описание модусов человеческого существования. Э: атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер) и религиозный (Ясперс, Бубер, Марсель). Человек – существо выброшенное в мир и вынужденное приспосабливаться к его условиям. Жизнь – бытие к смерти (бытие к ничто). Важные св-ва человеческой личности: 1) интерциональность – вынесенность сознания во вне. 2) трансцендирование – стремление преодолеть собств. ограниченность (атеистич. направление: преодоление ограниченности – стремление к пустоте => жизнь человека лишена смысла; религиозное: следует наделить жизнь человека смыслом допустив существ-е бога, развитие человека – стремление к бождественному началу). Гл. проблемы Э.: 1) проблема свободы человека – человек не может освободиться от условий своего существования, но может бороться против абсурдности бытия. 2) проблема общения. Подлинное общение между людьми – бунт против абсурлного бытия. Люди обречены на неподлинное общение. Человек не стремящийся к свободе и подленному общению – неодушевленный предмет природы.

Неотомизм – обновленная философия Фомы Аквинского, официальная философская доктрина католич. церкви (Жильсон, Маритен). Потребность соединить достижения европ. рационализма и науки с христианской религией и неотеологией. Задача – воспроизведение основных идей средневековой христ. философии. Мартен: необходимо вернуться к средневековой ясности и надличной объективности, примерить веру и разум. Жельсон: гл. задача философии применить открытия философии и науки для обоснования теологии. Проблема сущности бытия и человека. Бытие иерархично, высшая ступень – чистое бытие, высшая сущность – бог. Сущность любой вещи – мера ее участия в бесконечном бытии бога. Сущность человека – бессмертная душа образующая основу личности. Атрибуты личности – свобода, самосознание и творчество. Типы отношения личности к обществу – индивидуализм, коллективизм, солидаризм, т.е. духовная общность основанная на христианской любви к ближнему. Гносеология неотомизма основана на учении об аналогии сущего (познание творца через творение).

62. Философия прагматизма. «Американская философия»

Основатель Пирс статья «О том как сделать наши идеи ясными» содержащая принцип прагматизма.Прагматизм – американская разновидность позитивизцкой философии. (греч. Прагма –дело действия.) представители – Пирс, Джеймс, Дью и др. Пирс сформулировал прагматич. правило: понятие постигается через его возможные последствия для реального жизненного поведения. Познание объекта есть выяснение возможных практических последствий нашего взаимодействия с этим объектом (в ст. «как сделать наши идеи ясными») Джеймс: 1) наши идеи верования и убеждения – фактические правила для действия. Для того, чтобы выявить смысл какого-либо утверждения, мы должы лишь определить тот способ действия (поведения), котор. оно способно вызвать. В этом способе действия и заключается для нас всё значение данного утверждения. 2) идеи истины, т.к. помогают установить связь между различными частями опыта, усвоить его по средствам концептуальных схем. Критерием истинности, идей, утверждений, убеждений яв-ся успех деят-сти основанный на них. 3) существуют истинные религиозные верования, т.к. верующие люди более успешны.Главный критерий истинности представители прагматизма видят в жизненном успехе ,который явл закономерным следствием протестанского вероисповедания.Т.о. развивалась рационалистическая философия, а иррационалистическая философия представлена направлениями :: «Философия жизни» и «Экзистенциализм»(существование)

«Философия жизни» А.Шопенгауэр ,Ф.Ницше. продолжили традиции немецкого романтизма в индивидуалистической философии. Гл.категория- категория жизни, которая понималась как целостный, единый, непрерывно развивающийся процесс, в котором исчезают различия м/у материальным и идеальным, субъективным и объективным, исчезает противопоставление человека миру(субъкт-объект) и они объединяются в тотальном потоке жизни.

3 направления философии жизни: 1) биологически натуралистическое (А.Шопенгауэр ,Ф.Ницше).Самое важное – жизнь человека ,как существа объединяющего природное(биологическое) и духовное начала, отрицание соц сущности человека свидетельствует об индивидуализме. 2) космологическое (Анри Бернон) рассматривал жизнь как универсальную космическую силу, проявляющуюся в неорганической и органической природе. Познать жизнь можно только растворившись в потоке жизни и главным средством познания явл интуиция. Бернон – направение в познании – интуицивизм. 3) культурологическое (Шпенглер, Дильтей, Зиммель)Гл. предметом исследования этих философов было исследование культуры, которую рассматривали как проявление жизни души. Постижение культуры – проникновение в душу культуры.

Экзистенциализм. пытались преодо леть ограниченность рацианализма эпохи просвещения. Э. (философия существования) отказывается от постановки традиционной проблемы сущности человека. Цель: описание модусов человеческого существования. Э: атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер) и религиозный (Ясперс, Бубер, Марсель). Человек – существо выброшенное в мир и вынужденное приспосабливаться к его условиям. Жизнь – бытие к смерти (бытие к ничто). Важные св-ва человеческой личности: 1) интерциональность – вынесенность сознания во вне. 2) трансцендирование – стремление преодолеть собств. ограниченность (атеистич. направление: преодоление ограниченности – стремление к пустоте => жизнь человека лишена смысла; религиозное: следует наделить жизнь человека смыслом допустив существ-е бога, развитие человека – стремление к бождественному началу). Гл. проблемы Э.: 1) проблема свободы человека – человек не может освободиться от условий своего существования, но может бороться против абсурдности бытия. 2) проблема общения. Подлинное общение между людьми – бунт против абсурлного бытия. Люди обречены на неподлинное общение. Человек не стремящийся к свободе и подленному общению – неодушевленный предмет природы.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты