КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-философские идеи Возрождения. Проблемы социального идеала.
Важнейшей для эпохи Возрождения была идея преобразования мира и человека. 16 в. – время появления жанра социальной утопии, описывающей образ совершенного общества и идеала индивида. Созидая социальный идеал и противопоставляя его реальному несовершенству, утопия стала своеобразной формой критики существующего общества. Томас Мор: английский философ, «утопия»: идеал несуществующего общества в океане, где созданы приемлемые условия, где нет ни частной собственности, ни денег, господствует социальная справедливость (следовательно нет преступлений), всеобщий труд (нет бездельников и нищих), следовательно утопия – это общество всеобщего благополучия, общество, построенное на разуме и мудрости, где наивысшее удовлетворение – духовное. Здесь гуманизм, доброжелательность, жажда знания, свобода совести, религия обязательны. В утопии представлена полная противоположность реальности. Т. Кампанелла: утопия «Город солнца»: солнце – видимый бог, метафизик. Мощь, мудрость, любовь – помощники солнца. Здесь нет негодяев, тунеядцев; специализация труда, все пороки побеждены, нет семьи, выпячивание собственной индивидуальности наказуемо. Выдвигается идея реформы мира, основанная на знании магии, астрономии и принципах духовного обновления человека.Оба эти произведения выражают черты которыми должно обладать гос-во, различия в отношении к рабству к войне, к жертвоприношению. Отсутствует ч/с, сочетаются принципы демократии. «-» провозглашение равенства, но есть властвующая структура, иерархическое подчинение. Ч/з описание в утопии соц идеала выражается отношение утопистов к совр обществу. Этому противоречит учение Н. Макиавелли (основатель политической науки): освобождает политическую мысль от этики и религии. Принципы Макиавелли: политический реализм, пессимизм этики, противопоставление эффективности и нравственного смысла политической деятельности. Политическая добродетель<=> нравственная добродетель; политические ценности<=>духовные ценности => очень трудно совместить политику и нравственность. «Государь»: Макиавелли подверг политику имманентному рассмотрению (рассмотрение изнутри), отделив ее от морали. Нравственность в политике должна быть выгодной. Государство развивается во власти необходимости. Политика – самостоятельная область человеческой деятельности вне веры и морали. Государь должен добиваться репутации добродушного правителя, следовательно «цель оправдывает средства». Классовое деление не избежно.
|