КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философские школы эпохи эллинизма.Эллинизм4-1вв до н.э Эпоха эллинизма-эпоха кризиса социального, культурного, политического, время крушения классического античного полиса и время воцарения ,образования империи А.Македонского и соотв время разрушения ценностей классич эпохи. В эпоху эллинизма на первый план выходят этич проблемы: пр. смысла, жизни, свободы и счастья. Актуальность этики обусловлена теми жизн проблемами кот всегда встают перед людьми в эпоху кризиса: «Как жить в мире разрушающемся на глазах?»Как быть счастливым ,когда обстоятельства враждебны, когда разрушаются основы на кот держалось общество в эту эпоху. Представители эллинистических школ: киники, эпикурейцы, скептики, стоики. Три главных философских течения: стоицизм, эпикуреизм, скепцизм. Киники: Антисфен, Диоген; отказ от потребностей, упрощение жизни, призывали быть ближе к природе, не должно быть правительства, частной собственности, брака, осуждали рабство роскошь. Диоген: моральная свобода – в освобождении от желания; искал добродетели. Киники проповедовали верховенство природы и разума, отказ от всех искусственных и исторических разделений границ. Человек должен освободится от внешних притязаний, заблуждений и страстей. Стоицизм просуществовал с с 3 в до н. э. до 3 в н. э.. представители – Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Считали, что тело мира составлено из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира – огненное и воздушное дыхание. Огонь основной элемент, Космос и человек – единый огненный организм со своими законами (логосом) и текучестью. Главный вопрос в определении места человека в космосе. Законы бытия не подвластны человеку, человек подвержен року, судьбе, от судьбы никуда не деться. Суть субъективного, смысл мира и человека – слово, его смысловое значение, которое нейтрально как к психическому, так и к физическому. Понимание мира приводит к состоянию атараксии (отсутствие волнения, невозмутимость). Эпикуреизм существовал в то же время, что и стоицизм. Представители – Эпикур и Лукреций Кар. На первом плане ощущение, сообразное с природой. Огнеподобность души, за ней основа ощущений. Главный интерес – чувственный мир. Гедонизм – учение, где главное удовольствие. Все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольствий Мир чувств не иллюзорен, он – главное содержание человеческого Боги безразличны к человеческим делам (т. к. есть зло в мире) Скептицизм, тот же период. Представители – Пиррон и Эмпирик. Отвергали познаваемость жизни. Скептик живет как хочет, принципиально ничего не оценивая. Мир текуч, у него нет определенности и смысла. Всякое утверждение есть отрицание, подлинная философия скептицизма – молчание. Следуй миру явлений. Неоплатонизм – позднеэллинистические представления. Идеи разработаны Плотином. Определяли философскую картину всего сущего. Сущее устроено иерархически – благо, ум (первообраз всех вещей), душа, материя. Везде видят гармонию и красоту. Понятие единого у Плотина попытка логически подойти к первоначалу бытия, бытие возн из нечто. Нечто не может быть бытие=> Учение неоплатоников носит мифический характер.
|