Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Проблема человека в философии софистов и Сократа.




Философская школа появляется в V в до н.э., как реакции я на неразрешимость проблемы бытия. В философии софистов происходит переход от проблемы бытия к проблеме человека, от проблемы истины к проблеме значения вещи для человека.Философия софистов стала результатом абсолютизации чувственной стороны познания. Они отказывались от поиска объективной истины, от осознания общезначимого абсолютного смысла нравственных и эстетических категорий ,утверждая что знания и ценности носят субъективный характер, т.е. софисты были представителями релятивизма (мировоз. и философский принцип утверждающий относительность чел знаний и представлений об окр мире, самом человеке и законов регулирующих отн человека с миром ). «+»стороной релятивизма софистов утв свободы мнений.Человек оценен как самостоятельное, независимое сущ-во имеющее права.Софисты считали что ценность личности опр образованием и воспитанием. «-»стороной было отрицание объективной истины ,а значит и возможности теорет знания + отрицание морали как системы общезначимых ценностей и норм поведения

Сократ- главный оппонент софистов рассматривал сущность человека и смысл человеческой жизни. Сущность человека по Сократу- это разумная душа, которая является отражением и проявлением божественной сущности. Человек стремится к познанию истины к достижению красоты и добра. Человек не может жить правильно, если не осознает своей сущности.Сократ соединил проблему сущности бытия человека с проблемой смысла бытия=> создал этику,т.е появ 1е значительное этическое учение античности.В ней он противопоставил две системы ценностей: -обыденную( богатство, слава, почести);- высшую( истина и совершенство души). Важные методы:-метод диалога(диалектика- искусство вести беседу),-метод иронии(постановка ? ответы на которые неизбежно приводят собеседника к сомнению в своих прежних знаниях и убеждениях) ,-метод маевтики(повевального искусства). Полемизируя с софистами Сократ пытается доказать объективный ,абсолютный и необх. характер истины, добра и красоты=>главный объект борьбы Сократа-релятивизм.(с помощью методов диалога и иронии). В результате диалога собеседники вынуждены были поверить в объективный смысл общих понятий.Собеседник понимал что истина существует.Есть некая сущность которая обладает всеми качествами отраженными в познавательных, нравственных, эстетических категориях в полной мере.Этой сущностью явл божественность, которая явл источником всякого бытия. Это эпоха язычества(политеиская)Учение Сократа это философия кот несовпадает но и не противоречит его религиозным предубеждениям.Сократ от сущности бытия переходит к сущности человека. Сущность человека-это разумная душа ,которая явл частицей божественной сущности=>человек стремится к познанию истины, красоте и добру.Сократ призывал изменить свою жизнь.Говорил что нужно выбирать(деньги и почести/душа и истина)Он хотел помочь душе родиться(маевтика). Борьба двух систем ценностей:-материальной и социальной – дух ценностей.Утв безусловность приоритета дух ценностей в чел жизни было опровержением релятивизма отрицающего науку и мораль.

Главный принцип этики Сократа- «Заботься о душе»


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты