КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Российская геополитическая школа.Савицкий – русский геоп-к, лидер евразийского теч-я в геоп. мысли. Понимание евразийства с тягой к «русскости» и русской почве, с объединением с Азией против враждебной Европы. В Европе Савицкий знакомится с филологом и соц. философом Н.С. Трубецким и его работой «Европа и Чел-ство», с кот. и началось Евразийство. Савицкий становится главн.ж организатором и полит. лидером евразийского движ-я, разрабатывавшим его экон.-географ. и геопол. основы. «Исход к Востоку» - программа так назыв. «третьего пути» Рос. (первый путь – царизм, второй - большевизм). Программная статья «Евразийство» - обоснов. позицию движ-я, вытекающ. из «срединного» полож-я Рос.: ни в Европе, ни в Азии, а на особом Евразийсокм материке. Рос. обречена геогр. полож-ем, размерами и самой судьбой на самостоят. развитие. «Месторазвитие» - баз. термин и центр. конц-я евразийства. Место, т.е. геогр. усл-я и развитие, как истор. процесс, интегрируясь, не только опред. хар-ер, душу, нац. лицо того или иного народа, но и предоп-ют его судьбу и перспективу развития. «Идеократия» - гос-во, подчинен. «идее-правительнице», гос-во, выполняющее особую истор. миссию. Статья «Евразийство как истор. замысел» - евразийцы – сторонники диалектики, люди, не опасающиеся противоречий, умеющие совмещать традиции и революцию. Не верят в слияние культур, истинным остается «закон творческого вз-я» культур, каждая из кот. развив. своим собств. путем.
А.Г. Дугин – преп-ль фил-и, к.ф.н. «Основы геоп-ки» - I рос. учебник геоп-ки. По занимаемой пол. позиции явл. антизап-ком, антилиб-м, конс-м, правым нац-том. Основал идейное теч-е неоевр-ва, создал на его основе пол. движ-е, а затем пол. партию «Евразия». Появл-е теории неоевр-ва в 1980-х гг. объясняет кризисом ком. идеологии. Необход-ю дать альтернативу увлеч-ю зап. моделями соц.-пол. устройства общ-ва. Главн. соц.-фил. метод – ц-онный подход. Постоянно находится в поисках «III пути» - между кап-змом и кум-змом. Для этого необх. найти не только привлекат. идеологию, но и мощн. обществ. силу, кот. может опираться на неисчерпаемые ресурсы и огромное геоп. простр-во, противостоящее морским, торговым, либер. державам. Главн. отличием неоевр-ва от евр-тва явл. то, что у Д. осн. идеи заимств-ны у Европ. критиков Запада. Важн. акцент «неоев-ва» (в отл. от евр-кой критики Евр. и Романо-герм. культуры) - критика англосакс. мира (США). Запад делится на агрессивных, экспансионистски настроенных «атлантистов» (США, Великобр.) и нейтрал., способн. к сотруд-ву континентальн. (романо-германскую) Европу (поэтому термин «романо-герм. мир», в классич. евразийстве, означавший агрессивный, в неоевр-ве не употребляется). Ведущим этносом в противост-и с «атлантизмом» станут «великороссы», носители «сакральной культуры» народов Востока и III мира. Гипертрофир-е роли гос-ва в истории нации. «Народ», «нация», «гос-во» - стан-ся синонимами (схож. черты с евр-вом). Полит. платформа евраз. движ-я вкл: идеократия (обяз-ть кажд. гражд-а и гос-ва служить высшей дух. цели), евраз-й отбор (вытек. из особых «ландшафтных условий» Евразии и треб. особой этики, вкл. коллектив. отв-сть, взаимопомощь и т.д. Неоевр-я платформа: «евразийск. отбор» доб-ся элитистскими идеями Парето; «демотия» пополняется идеями «органич. демократии» Ж.-Ж.; «идеократия» аппелирует к идеям «консерв. рев-ции» и «III пути».
|