КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историческая судьба России в концепциях историков.Стр 1 из 22Следующая ⇒ ИСТОРИЯ РОССИИ. Современные историки больше говорят о геополитических факторах. Каковы же они: 1)слабая заселенность Восточноевропейской равнины и Сибири-есть предпосылки для колонизации. 2) естественная открытость границ государства. В таких условиях необходимо сильное государство. 3)обширность восточноевропейской равнины делала непрочными внутренние связи. 4) отдаленность от морей. услуги посредников. 5) густая речная сеть создавала условия для объединения племен и развития торговли. 6)Россия занимает промежуточное положение. проходит Великий шелковый путь,государства заинтересованы в сохранении стабильности. Милов: в силу особенностей климата цикл с/х работ в центральной России был коротким и составлял 125-130 рабочих дней. Это в 2 раза меньше чем в западное Европе. Земли в центральной России были малоплодородные и требовали больших усилий групп людей. Низкая урожайность, слабая база скотоводства привели к низкому уровню прибавочного продукта, поэтому государство должно было прибегать к жестким методам, чтобы изымать продукт на нужды государства. Это обуславливает появление деспотической власти. Из за низкого прибавочного продукта была упрощенна структура общества. Соловьев: государство основа гражданского общества и высшая стадия общественного развития, и являлось главным условием развития. Гл. ф-ия-борьба с внешней опасностью. Во внутренней жизни гос-во стремилось к закрепощению сословий. В качестве примера он обращается к помещичьему дворянству, т.к. оно было связанно с гос. службой. Эдейман: сравнил Российское гос-во и гос-во западной Европе,в России более самостоятельное, не только по отношению к другим сословиям, но и по отношению к дворянству. Объединение гос-ва в Р. произошло в 15 в. одновременно с западными монархиями, но эконом. уровень здесь был ниже. России нужно было еще развиваться, но здесь таких обстоятельств не было, т. к. существовала внешняя опасность-это ускорило объединение России. В Европе объединительной силой было третье сословие. В России эти ф-ии взяло на себя гос-во. Ключевский: в России боевой строй гос-ва, поэтому внутреннее управление имело тягловый характер, сословия отличались не правами, а повинностями.. верховная власть имела неограниченные полномочия. Милюков считает решающими являются 3 фактора: внутренние закономерности которые у всех одинаковые; особенности материальной среды, обстановка в которой развивается общество; влияние отдельной человеческой личности. Евразийцы:Московское гос-во возникло благодаря татарскому игу, а русский царь стал наследником монгольского хана. Покорение удельных князей шло вместе с освобождением от внешнего врага.В географической среде евразийцы искали истоки самобытности русского национального самосознания. идея позже была развита Гумилевым. Он хотел увязать культуру, характер народа с ландшафтом и географической средой. Каждый народ должен адаптироваться к условиям ландшафта. Народ к нему приспосабливался, менял поведение, привычки и усваивал новые. Так шло формирование стереотипов, и именно они со временем превратились в исторические традиции. Традиции отличают один этнос от другого. Гумилев считал, что географией определены такие черты русского человека как: терпение и терпимость. Пресняков: сосредоточение власти в руках московского государя было достигнуто путем ломки обычного права. Таким образом была отвергнута договорная основа между великокняжеской властью и подданными. Община – основа социальной организации России.В западное Европе это частнособственническое образование. О. выполняла админ, полиц и церковн. Функции, была живучей ( с древнейшего периода и до 20 в.). начиная с 16 в. идет укрепление общины и усиления ее замкнутости. Дворяне и помещики поощряли это т.к. община была залогом выживаемости крестьянского хозяйства.Религия. Христианизация России шла через Византию, а на Западе через Рим. Данилевский- религия греков носит преимущественно эстетический характер, тогда как религия римлян – политический. Для католичества в большей степени характерно внешнее единство, а для православной внутреннее, оно не стремится к светской власти. Предлагаемая православием соборность означала решение социально значимых проблем на коллективных началах. Многие историки с принятие православия связывают создание самобытной и специфической российской истории.Чаадаев писал о негативных,приведшего к изоляции от Европы, отставанию в своем развитии.
|