КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Источники нежелательных ассоциаций в рекламеПриведем примеры, когда неудачный рекламный ход создает отри_ цательные ассоциации для рекламируемого объекта. При этом источни_ ками нежелательных ассоциаций может быть как сам рекламируемый объект, так и разные элементы рекламного сообщения. Нередко название фирмы или товара создает отрицательный фон. Так, название одной из отечественных туристических фирм – «РИО_ МА», как правило, отталкивает людей, поскольку большинство слов рус_ ского языка, оканчивающихся на «_ома», обозначает патологические со_ стояния и новообразования (кома, папиллома, и др.). Известны случаи коммерческого провала из_за неудачного названия. Так, одна из мало_ литражных моделей «Шевроле» – Chevy Nova – не раскупалась на южноамериканском рынке потому, что в переводе с испанского «no va» означает «не поедет» (пример взят из книги Дж. Минго «Секреты успе_ ха великих компаний».) Достаточно часто источниками нежелательных ассоциаций становятся изобразительный ряд или фрагменты текста. Так, несколько лет назад в пе_ риодической печати появилась реклама банка «Горный Алтай». По_видимо_ му, желая как_то выделить банк и подчеркнуть его национальные особеннос_ ти, рекламисты поместили изображение шамана, бьющего в барабан. Благо_ даря такому рекламному ходу порождается нежелательный ассоциативный ряд: шаманство, обман, устаревший. Точно так же «баллоны», в которые зак_ лючается текст персонажей (если реклама использует форму комикса), мо_ гут вызывать ассоциации с «дутыми» обещаниями, особенно если реклами_ руются финансовые услуги. Рассмотрим теперь более сложные случаи, когда шрифтовое или цве_ товое выделение и относительное расположение (а в вещательной рекла_ ме – следование друг за другом во времени) фрагментов текста создают антирекламу. К сожалению, подобные ошибки встречаются в отечествен_ ной рекламе не так уж и редко. Рекламисты, по_видимому, упускают из внимания тот факт, что фрагменты текста, расположенные рядом или получившие одинаковый тип выделения (шрифтового и/или цветового), могут подсознательно восприниматься как единый информационный блок. Одним из самых ярких примеров неудачного цветового решения и распо_ ложнения текста является рекламная листовка избирательного блока N 31 «Конгресс русских общин», которая была выпущена перед выборами в думу 1996 г. На этой листовке фразы «Не выбирайте из двух зол» и «Конгресс русских общин» набраны одним и тем же шрифтом и выделе_ ны белым цветом, кроме того, они расположены таким образом, что лис_ товка в норме читается так: «Не выбирайте из двух зол Конгресс рус$ ских общин». Система цветовых противопоставлений на этой листовке также построена непрофессионально. В рекламе использовано противо_ поставление белого цвета и черного с серым. Казалось бы, это цветовое противопоставление должно поддерживать содержательное противопос_ тавление: «Конгресс русских общин» представлен, по замыслу авторов, как русская альтернатива коммунистическому реваншу. Однако и с этим здесь полная путаница: слово «реванш» набрано черным цветом, его пе_ речеркивает набранное белым цветом словосочетание «русская альтерна$ тива», но номер рекламируемого блока напечатан серым цветом на се_ ром фоне. Ошибка не только в том, что номер не выделен контрастно, но и в том, что по цвету он примыкает к слову «реванш». Ассоциации далеко не всегда осознаются людьми, но они могут стать основной причиной неприязни человека к рекламируемому объекту. По_ этому перед началом рекламной кампании важно проверить, не вызывает ли сам объект или отдельные его свойства каких_либо отрицательных эмоций или суждений у целевой аудитории. В ходе такого исследования следует уделять внимание прежде всего социальным стереотипам – ти_ повым, распространенным среди людей суждениям, мнениям, знаниям, заблуждениям и ассоциациям, связанным с товаром. Зная их, рекламист может построить рекламное сообщение таким образом, чтобы нейтрализо_ вать или хотя бы ослабить их. Далее, на этапе предварительного тестирова_ ния готовой рекламы, нужно постараться узнать, какие контраргументы мо_ гут высказать потенциальные потребители. Необходимо также проверить, не порождает ли реклама в целом и ее отдельные части нежелательных ассоци_ аций, не допускает ли она иного, нежелательного для рекламодателя прочте_ ния. Ошибки подобного рода стоят в рекламе очень дорого: чем чаще такая реклама попадается на глаза потенциальному клиенту, тем сильнее она рабо_ тает против фирмы_рекламодателя. Однако притягательная сила рекламы – это не только ее способность создать позитивный ассоциативный ряд, но и способность привлечь внима_ ние человека и заставить прочитать сообщение. Это достигается, в частно_ сти, благодаря использованию принципа эмпатии. Об этом принципе пойдет речь в разделе об агитационной силе рекламы, поскольку использование это_ го принципа имеет комплексное действие.
|