КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выплескивании воды из уха, вырывании зуба, при поиске потеряннойВещи и множестве других действий. Детский игровой фольклор. Классическую детскую игру, как прави- ло, описывают двумя жанрами фольклора: считалкой и устойчивыми Текстами определенных игр, Эти тексты являются главными объектами Научного изучения. На самом деле к игровому фольклору следует отне- Сти е щ е по крайней мере три малоизученных жанра. Это тексты игро- Вого права, игровой магии и игровых наказаний. К области игрового фольклора относятся зафиксированные в единичных вариантах тексты игрового этикета и игровых «сочинений». Считалка — наиболее ис- Следованный жанр детского игрового фольклора. Первый текст счи- Талки опубликован И . П . Сахаровым в 1 8 3 7 г . 2 4 . Само название жанра «считалка» приписывают П.К. Симони. Бытование считалки, е е по- Этика и генезис текстов скрупулезно изучены в XX в. Наиболее осно- Вательная работа принадлежит Г.С. Виноградову2 5 . Следует отметить и Работы В.Э. Орла, В.В. Мерлина, М.П. Чередниковой, А.Л. Топорко- Ва, Е.А. Костюхина2 4 . Очевидное наличие в считалке следов архаических представлений, Зауми, самого счета как такового заставляло ученых искать жанрового «предка» (термин В.П. Аникина)". Еще в 1 8 6 0 г. В. Попов включал счи- Талку в комплекс жанров, связанных с обрядами выбора доли. А.Л. То- порков точно ответил на этот вопрос: «В большинстве случаев речь, конечно, идет не о прямом использовании (или "цитировании") заго- Воров в считалках, а о проигрывании фольклорно-мифологической то- Пики, общих мест народно-поэтической традиции, характерных не толь- ко для заговоров, но и для колыбельных песен, загадок, сказок. < . . . > По сравнению с заговором все эти мотивы снижены и как бы погруже- ны в стихию озорства или детской игры»2 8 . Остается открытым вопрос Об уникальной восприимчивости данного жанра. Это касается не толь- ко моментального восприятия считалкой новых реалий («На золотом крыльце сидели...» и королевич, и Тарзан, и Скрудж — таких примеров Сотни), не только наличия в заумных текстах иностранных слов и даже 2 2 3 Целых сюжетных построений, но и взаимосвязей считалки с литерату- Рой. Никто не измерял количества литературных реминисценций в сравнении с отголосками «древних представлений». Судьба известного Стихотворения Ф. Миллера, текст из переведенного в 1 8 5 9 г. француз- ского водевиля, ставший источником считалки «На золотом крыльце сидели», и многие другие примеры свидетельствуют о необходимости
|