КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И перспективности таких исследований.Очевидно, что функционирование жанра считалки наряду с «серь- езным» жребием и гаданиями разрушает популярную гипотезу «стар- шего жанра», согласно которой исследуемые жанры бытовали ранее у Взрослых, а потом были усвоены детьми. Данная гипотеза противоре- Чит элементарной логике. Если это было только у взрослых, то что тогда исполняли или чем пользовались дети? Собственно фольклор детских игр: ролевые песни и тексты, диалоги («Пойдем, кот, в баню. — У меня рубахи нет»), игровые припевы («Как сеют мак...»), игровые приговоры («Горелки», «Коршун», «У медведя на бору»), ритмические припевы при играх в мяч, с прыжками, со ска- калкой («Прыг-скок, / Обвалился потолок.,.») изучены крайне фраг- ментарно, и в основном опять-таки в контексте «древних» представле- Ний. Менее изученный детский игровой фольклор — «фольклор наказа- ний», «правовые» приговоры и игровая магия. Тексты формульных при- Говоров, предоставляющие проигравшему выбор или меру наказания, Опубликованы в основном у Е.А. Покровского и по сюжету и поэтике представляют собой считалки-вопросы2 9 . Формульные правовые приговоры игры весьма раэнофункциональ- ны: это приговоры начала игры («Раз, два — начинается игра»), выхода из игры («Семь-семь, я вышел насовсем»); тексты водящего, отмеряю- щего время («Раз, два, три, четыре, пять, / Я иду искать»); приговоры этикетных правил игры — норм игрового поведения («В игре не пла- кать»), правил передышки («Четыре-четыре, / Я на перерыве»), разно- образных правил регулировки игрой («Чур, каши не варить, / А по городу ходить», «Меты не воровать»); приговоры поддержки («Топор, топор, сиди, как вор, / И не выглядывай во двор»); приговоры на ре- зультаты бросков («Пошла бабка в кон», «Бабка вышла, кон забыла»); приговоры-осуждения («Из бабок масло жмешь»; «Издался на бабки»), «Правовые» формулы и речь в игре, в отличие от обыденного указания, имеют «обязательную» силу. Этому способствует их поэтическая струк- Тура (а значит, и некая сакрализованность) и наличие магических слов (например, счет). Значение такой формулы усиливалось мифологичес- Кими переживаниями, которые сопутствуют многим играм. Здесь мож- Но вспомнить значение словесной формулы в бесписьменной культуре, А дети на каком-то этапе как раз являются е е носителями. К игровому фольклору относятся и магические приговоры детей: на Удачный бросок, на неудачу соперника. Чаще всего это бывает в играх 2 2 4 на собственность, например при игре в бабки («Прошла, как огнем прожгла», «Чур, прямо, чур, криво»). Г.С. Виноградов приводит текст
|