Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вные, долго не получали развития. О.И. Капица ограничилась изуче-




Нием поэтики песен и некоторых мотивов. К сожалению, не была

опубликована очень интересная диссертация Н.М. Элиаш «Русские

Народные колыбельные песни. Опыт классификации фольклорного

жанра» ( 1 9 4 4 ) .

С середины XX в. колыбельная песня изучалась достаточно серьез-

Но, но практически во всех трудах доминировало внимание к функции

Успокоения, п е с н ю также рассматривали как педагогический текст

(В.П. Аникин, М.Н. Мельников и А.Н. Мартынова)2 1 . Наибольший

интерес для исследователей представляли так называемые «смерт-

ные» колыбельные песни, в сюжете которых лежит пожелание/кон-

Статация смерти убаюкиваемого ребенка. Все основные концепции

Изучения колыбельной песни проанализированы в последней моно-

графии В.В. Головина «Русская колыбельная песня в фольклоре и ли-

тературе» (Або, 2000).

Мы рассматриваем колыбельную как песню, адресованную младен-

цу, находящемуся в состоянии «перехода», и функционально направ-

ленную на завершение этого перехода. Концентрация «переходности»

(самого адресата, его состояния, времени) не может не оказать функ-

Ционального влияния на жанр. Колыбельная песня, параллельно с об-

рядами «доформирования» ребенка и включения его в семейный и об-

Щинный социум помогает осуществлению такого перехода. Статус мла-

денца как е щ е «недооформленного» человека определяет функции ко-

лыбельной песни: охранительную, прогностическую, эпистемологичес-

Кую, которые сосуществуют с очевидной функцией успокоения. Весь

Мотивный фонд традиционных колыбельных (мотивы благополучного

Будущего, сна-роста, качания, призыва охранителей и др.) обеспечи-

2 2 0

Вает переход в другой статус, Становится понятным, почему в реаль-

Ной ситуации убаюкивания одна колыбельная песня может включать и

Мотив благополучного будущего, и смертный мотив, и мотив убийства

животного. Все особенности корпуса жанра: от лексических и цвето-

Вых ограничений, частотного обозначения ребенка в тексте притяжа-

тельным местоимением «мой» (мой — не чужой), практическое отсут-

Ствие прошедшего времени, очевидные параллели сюжетов колыбель-

ных с колядками и «кашными» крестильными песнями подтверждают

Такие выводы.

Идея наделения колыбельной педагогическими и воспитательны-

Ми функциями в работах некоторых исследователей опровергается са-

Мим периодом функционирования жанра — в традиции ребенок слу-

Шал колыбельную с десятидневного возраста до 1 , 5 лет ( 3 долгих по-

Ста). Осознание сюжета колыбельной младенцем такого возраста дос-

таточно спорно. Сторонникам теории «дословесной коммуникации»


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты