КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
УЧЕНИЕ Ф. БЕК0НА О ПОЗНАНИИ И НАУКЕ. (НОВЫЙ ОРГАНОН)Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф. Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рационального метода. Главный труд - “Новый Органон”. В этом произведении Б. сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором основан “Органон” Аристотеля. Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непосредственной пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей. Предпосылка преобразования науки - критика всей существующей схоластики и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием рефлекторной науки является усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких заблуждений или идолов - рода, пещеры, рынка, театра. Идолы рода - обусловлены природой человека. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел чувств, под влиянием различных желаний, влечений. Пещеры - ошибки, возникшие вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. - их сходства. Одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому. Рынка - препятствия, возник вследствие общения между людьми посредством слов. Но во многих словах значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе совершенно случайного впечатления от этого предмета. Театра - препятствия, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями. Идолы театра не врождены нашему уму. Они возникают вследствие подчинения ума ошибочным мнениям. Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь отрицательная сторона научного метода. Необходимо также положительное учение о методе исследования. В истории науки четко выступают 2 пути или метода исследования: догматический и эмпирический. Догматический метод начинается с общих умозрительных положений и стремления вывести из них все частные случаи. Догматик похож на паука, который из самого себя ткет паутину. Учение, следующее эмпирическому методу похоже на муравья, который беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, которые доставляет опыт. До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследователя. К нему относятся орудия, совершенствующие способность нашего восприятия, и орудия, совершенствующие саму человеческую мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е. активное испытание природы. Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой которого является правильная индукция. До Б. философы, писавшие о индукции, обращали внимание на те случаи, которые подтверждают доказываемые или обобщаемые ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.
|