Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 15. Антропоцентризм философии и культуры эпохи Возрождения




Ренессанс - явление италь­янской и мировой культуры, охватывающее период с XIV ПС XVI в. Это время гениальных творцов, выхода человека за гра­ницы традиционного общества, стихийного утверждения лич­ной свободы, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения, Ренессанс получила свое название от итальян­ского художника и архитектора Джорджо Вазари, который в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живопис­цев, ваятелей и зодчих» в 1550 г. впервые употребил этот тер­мин. Философия ренессансной эпохи противостоит средневеко­вой, которая противопоставляла материю - форме, природу - Богу, тленный мир - нетленному. Бог философии Возрождения - не бог ортодоксальной ре­лигии, не бог схоластического богословия. Он лишается свобо­ды, он не творит мир из ничего, он - «совечен» миру и слива­ется с законом естественной необходимости. Природа превра­щается в обожествленное, т. е. наделенное всеми необходимы­ми силами, первоначало вещей. Пантеизм Возрождения через 200 лет, в материализме Просвещения отказался от Бога-Твор­ца как от «ненужной гипотезы». Антропоцентризм Ренессанса иной, чем Средних веков. Там речь шла о грехопадении, ис­куплении и спасении человека, человек рассматривался в сво­их отношениях с Богом, в своем внутреннем грехе и спасении. В философии Ренессанса человек помещен в центр космичес­кого бытия. Человек - не просто природное существо. Он - господин над всей природой, творец. Культ красоты, красоты тела связывает его с антропоцентризмом. Философия эпохи Возрождения делится на 3 периода: 1. Гуманистический (середина XIV - середина XV в.1. Проблемы человека. 2. Неоплатоновский (середина XV - первая половина XVI в.). Проблемы онтологии. 3. Натурфилософский (вторая половина XVI - начало XVII вв.). Гуманизм (от лат. humanitas - человечность) - централь­ное для Возрождения культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие и светский индивидуализм. Гуманизм зарождается на кафедрах университетов: его представляют дипломаты, педагоги, художники, поэты, публицисты, риторы. Такие кружки организуются как сообщества единомышленников, озабоченных возрождением античной науки и культуры. А со­здали они по сути новую культуру. У ее истоков стояли Данте Алигьери (1265-1321) и Франческа Петрарка (1304-1374). В «Божественной комедии» Данте ищет переход от божествен­ного первоначала к стихиям «нижнего мира». Учение о человеке нашло свое выражение и в его фило­софских трактатах, и в образной системе «Божественной ко­медии», где земное вторгается в запредельное, личные и об­щественные страсти кипят в провалах ада, на ступенях Чисти­лища, и в райских высях. Смертная и бессмертная природа человека обусловливает и его двоякое предназначение: 1) проявление собственной доб­родетели в земной жизни; 2) созерцание «божественного лика», достижимое лишь после смерти и при «содействии божествен­ной воли». Петрарка не отвергает земной славы ради небесной. Забо­та о земной славе - долг человека, она недостижима без по­стоянного творческого труда. Гуманизм утверждает радость земного существования, вос­певает красоту человеческого тела, культ наслаждения и поль­зы. Такой гуманизм способствовал появлению титанов Ренес­санса. Северный Ренессанс, его гуманизм проявился всего замет­нее в лице Эразма Роттердамского (1469-1536). Его книга «Похвала глупости» (1511) сделала его врагом церковников и богословов, хотя с церковью он не порвал. Как философ он был близок к форме созерцательного мирового платонизма: всему он дивится, ничто не отрицает и за все благодарит, раз­мышляя о том, что всякая вещь создана ради человека, и со­зерцая отдельные вещи, он поклоняется мудрости и благости создателя, следы которого прозревает в создании».

Утописты. Политики. Социалисты.

Николло Макиавелли(1469-1527). Объект исследования - политика, личность правителей, история расцвета и гибели го­сударственного механизма. Мир людей столь же неизменен, как и мир природы. В мире всегда одинаково много добра и зла. Меняются нравы, зло кочует по странам, но мир остается тем же. Мораль у него подчинена Целям политики. Религия рассматривается как часть общественной жизни. Общества без религии он не мыслит. Национальное государство - это цель, которая спасает отечество.

Томас Мор (1474-1535). Английский мыслитель, основоположник утопического социализма. Был лорд-канцлером. Жил в эпоху бурного развития капитализма, эпоху «огораживания», когда в погоне за сырьем для суконных фабрик английские феодалы-помещики сгоняли с земель крестьян, отводя луга для овец. Крестьянство уничтожалось как класс. Пауперы - бро­дяги составляли не менее 2 млн. человек, «овцы съели людей». В 1516 г. Т. Мор написал «Золотую книгу, столь же полезную, как и забавную, о наилучшем устройстве государства и о но­вом острове Утопии». Где есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государ­ственных дел, поэтому она должна быть уничтожена - таков вывод лорда-канцлера Англии XVI в. Все граждане «Утопии» трудятся, разумно отдыхают. Физическим трудом временно не занимаются лишь те, кто исполняет общественные функции или занят научной деятельностью.

Томазо Кампанелла (1568-1639). Монах, участник борьбы за национальное освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет провел в тюрьмах. Мир - это большая книга, в которую вечный разум вносит свои мысли, заявлял он. Вселенная - большое животное, которое следует изучить, чтобы извлечь пользу. В мире происходит постоянный процесс изменения, ро­ждения нового. Он считал, что ученый должен владеть об­ластью естественных наук. Материалистом во взглядах на при­роду он не был, скорее стоял на позициях пантеизма, ибо опре­делял природу как «скульптурный образ Бога». Природа - одна из форм божественного откровения. Бог растворялся в природе. «Город Солнца» - книга Т. Кампанеллы, где он дает описа­ние общественного устройства на принципах утопического со­циализма, это видение будущего «Золотого века». Государство Солнца - город, крепость. В этом государстве большое значе­ние придается военному делу. Граждане могут защитить свое отечество от тирании. Главой государства народ избирает вы­дающегося по знаниям человека. В помощь ему даются 3 начальника: 1) могущество, 2) мудрость, 3) любовь. Все граждане участвуют в трудовой жизни общества, как минимум - 4 часа физического труда в день. Все продукты распределяются по потребности. Образование в городе Солнца - для всех обязательно и бесплатно. Это был один из первых идеалов со­циально ориентированного государства.

3. Естественнонаучные идеи Ренессанса

Уход в прошлое феодальных отношений сопровождался рож­дением буржуазных: способа производства, общественных отношений, буржуазной цивили­зации в целом. Рост промышленности определил на столетия бурный рост науки. Ренессанс принес новые веяния в культу­ре, науке. Новое естествознание выросло из практических потребностей. Ученый Герике построил воздушный насос и доказал существование атмосферного давления. Н. Коперник открыл, что Земля - не центр мироздания, а маленькая плане­та солнечной системы. Г. Галилей обнаружил пятна на Солнце, сделав телескоп. Барометр помог людям предсказывать погоду. Микроскоп сыграл большую роль в развитии биологии. Ком­пас помог Колумбу доказать шарообразное строение Земли. Создавался новый взгляд на мир. Техника и производство в ХУ-ХУ1 вв. прошли ряд этапов в своем развитии: . Со времен крестовых походов возникли совершенно но­вые взгляды на роль науки и ее место в промышленности. По­явились новые отрасли промышленности, модернизировались старые. Возникло ткачество, производство часов, мельничное дело, крашение, были созданы приборы для наблюдения за яв­лениями природы. Накопилось громадное число новых фактов. Промышленные, торговые, политические связи в Европе и во всем мире окрепли. Это содействовало внедрению новых научных изобретений в практику. Открытие новых земель, путешествия расширили к XVII в. в 6 раз известную территорию Земли. Был получен новый ма­териал для зоологии, метеорологии, ботаники, астрономии, антропологии. . Изобретение печатного станка совершило революцию в обществе.

Наука была тесно связана с философией.

Николай Кузанский (1401-1464) - кардинал, математик, механик, астроном. Автор «учения о совпадении противоположностей». Минимум и максимум при определенных условиях совпа­дают. Единое не имеет противоположности. Для наглядности он обращается к математике. При бесконечном увеличения радиуса круг превращается в прямую. То же с прямоугольни­ком, если одна из линий бесконечна, то и все остальные - тоже. Стало быть, треугольник - тоже бесконечная линия.

Николай Коперник (1473-1543) создал новую астрономи­ческую систему: геоцентризм заменил гелиоцентризмом. Глав­ный труд - «О круговращениях небесных тел». Согласно Копернику, первой и высшей из сфер Вселенной является сфера неподвижных звезд. Затем следует планета. Сатурн, круг обращения вокруг Солнца 30 лет; далее - Юпитер, пери­од обращения - 12 лет; затем - Марс, проходящий орбиту в 2 года. Четвертое место занимает Земля, пятое - Венера, про­бегающая свой путь за 9 месяцев. В центре находится Солнце. Вокруг него и движутся планеты.

Телезио (1508-1588) - итальянский материалист. Объяс­нял природу из нее самой, на место первотолчка (Бога) он ста­вит силы, которыми располагает природа. Материя и сила - вот основные понятия, при помощи которых он объясняет природу. Одна концентрация сил на земле, иная - на Солнце. Борьба противоположных сил - источник всего движения и жизни.

Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский ученый и философ. Вселенная - бесконечна, едина. Каждый мир имеет свою специфику, вместе с тем находится в единстве с осталь­ными. Природа - неподвижна, она не возникает и не унич­тожается, не может быть разрушена, уменьшена, увеличена. Она - бесконечна, обнимает все противоположности в гармо­нии. Конечное и бесконечное - два главных понятия в фило­софии Д. Бруно. Сожжен на костре в Риме за взгляды, проти­воречащие церковным. Ренессанс возвеличивал человека, его возможности, позна­ния мира. Но Коперник, Галилей, Бруно, Телезио и другие мыс­лители этой эпохи превратили Землю в песчинку мироздания, а человек оказался несоизмеримым с бесконечным пространст­вом. Человек Возрождения наслаждался природой, неподвиж­ной Землей и небесным сводом. Но оказалось, что никакого неба вообще не существует. Человек рассматривался как вели­кий зодчий, чуть ли не равный Богу, а натурфилософия этого периода поставила его перед лицом бесконечного космического пространства без конца и начала. Была разрушена возрожденческая иллюзия о безмятежном бытии. Было положено на­чало новой картине мира, иной культуре, другой философии. Это время воспевания личности человека, заря частного предпринимательства, индивидуализма, субъективизма. От­крытия наследия античности стали стимулом для создания но­вой культуры.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты