КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пушкинские, блоковские, шевченковские традиции в творчестве М. РыльскогоКогда читаешь стихи Максима Рыльского, то словно идешь по дороге, а вокруг раскинулись бескрайние поля Украины. Творчество его неисчерпаемо. Каждому, кто коснется поэзии Максима Рыльского, бросается в глаза горячая любовь к жизни, страстное влечение к единению с людьми и природой. Его поэзия воспевает духовное богатство труженика, который обновляет, возрождает, украшает свою землю. В творчестве поэта любовь к земле переплетается с чувствами к любимой, с любовью к труду. Любовь поэта к родному краю звенит-поет ароматами цветения, звонкими голосами природы. Лирик не просто любуется родными полями, лугами, лесами – он видит на своей земле человека-труженика, чей труд производит благосостояние и согласие. Стихотворение «Розы и виноград» – это ощущение радости труда и красоты: С поля девушка уставшая пришла И, ужинать заботливая зовет мать, По сапку – и в цветник, где роза расцвела, Где кудрявятся кусты любистка и мяты. Красота природы родной земли и творческий труд человека возможны только во время мира. Вернемся к военному лихолетью и увидим, что в поэзии «Слово о Родине» Рыльский благословляет землю, на которой учился Тарас, на борьбу против врага. Поэт верит, что чистое сердце нашего народа нельзя одолеть черной злобой. Нет! Силы на земле нет И силы на земле не будет, Чтобы потянуть нас к игу, Чтобы попрать наши груди…? Образ родной земли сливается с образом народа – труженика и защитника. В то же время родная земля для поэта – это природа, которая дает силы для работы, которая радует глаз во время отдыха. Поэт уверен, что при любой цивилизации нельзя прожить без любви к полям, таинственности лесов, щебету птиц. Недаром в стихотворении «Диалог» звучит протест против ограниченности: Как же так убого вы живете, Почему так вы, скажите, Чтобы в дни космической ракеты Соловья не в силах понять? Стиль Рыльского, как и сам поэт, все время был в движении, развивался. «Простоту радостную взяв за закон», поэт стремился достичь (и достигал) пушкинской ясности и «неслыханной простоты», гармонического слияния идеи и образа, содержания и формы. Ээстетичное кредо поэта заключено в словах: Лишь дойдя до склона лет, Поэзию я понял Как простоту такую великую, Такое единение точных слов, Когда ни напрасной позолоте, Ни всяким уловкам тонким Нет места, как подлости В сердце чистом и пылком, Когда эпитет бьет стрелой В самую глубокую суть, Когда дорогой прямой Тебя метафоры ведут… («Поэтическое искусство»). Подобно Пушкину, великому мастеру художественного слова, который совершенно владел всеми формами классического стихосложения, была ненавистна игра в слово, формалистические увертки. Все художественные средства поэта определялись его эмоциями, мыслями: Слова должны быть покорные Чувствам и помыслам твоим, И рифмы должны быть верные. Как друзья в подвиге святом. («Поэтическое искусство»). Характерной особенностью поэтического стиля Рыльского является органическое объединение многогранного видения мира, неповторимость и красота эмоций и глубина раздумий над явлениями действительности. Поэт много путешествовал, встречал разных людей, а главное, имел наивысший дар - дар познавать людей. Конкретный материал действительности постоянно питал сердце и воображение поэта, был тем основанием, на котором прорастали глубокие политические, философские и эстетичние раздумья Рыльского - наподобие стихов «Мосты», «Розы и виноград». Не случайно одним из наиболее распространенных и любимых лирических жанров Рыльского является медитация. Немало стихов поэта своей идейной остротой и художественной формой тянутся к публицистике. В стихах этого жанра поэт продолжает публицистические традиции Тараса Шевченко («Я не болею» и др.), Ивана Франко («Товарищам из тюрьмы»), Леси Украинки («Предрассветные огни»), а также своих любимых русских поэтов Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, а из своих старших современников - Владимира Маяковского. Публицистическая струя не накладывала на поэзию Рыльского отпечаток декларативности, так как поэт большей частью «уравновешивал» публицистику образным, художественным воспроизведением мыслей и чувств нашего современника. С особым почетом и любовью поэт пишет о людях свободной творческого труда. Поэт прославляет труд, Так как только из труда вырастает подвиг, Так как только из труда родятся герои, Так как только из труда гений возникает. Рыльский опоэтизировал труд чабанов и свинопасов, народных селекционеров и трактористов, ученых и поэтов, артистов и народных кобзарей, создал много замечательных лирических портретов людей нашего времени. Примером могут быть стихи «Тодось», «Новые люди», циклы «Путешествие в Закарпатье», «Щедрость». Великий поэт, подобно Т.Г. Шевченко, был влюблен в красоту природы, имел наблюдательное зрение художника и ум ученого, который думает о сохранении и преумножении красоты и богатства родной земли. Пейзажные рисунки Рыльского часто «оживлены», персонифицированы. Природа будто «собеседник» поэта, перед которым он выражал свою радость и свою грусть. Тонкое многогранное ощущение природы, которое, например, нашло свое могущественное проявление в стихотворении «Тоска по молодости», свидетельствует о великом сердце поэта, красоте и неповторимости его эмоций. Максим Рыльский умел опоэтизировать обыденное, будничное, увидеть в нем красоту социалистической жизни. Так, величие советской Родины раскрывают детали, которые возвышены талантом поэта к уровню символов: «удар молотка и руль тракториста неутомимый, и скалы разбитые, и покорная река, комбайны и домны» («Моя Родина»). Во многих своих произведениях поэт достиг гармоничного единства содержания и формы. Его мастерство, как и каждого выдающегося писателя, - это не сумма готовых художественных приемов, а высокий уровень идейно-художественного изображения действительности. Рыльский умеет поднять важнейшие идеи времени по-своему, воплотить их в оригинальные образы яркими художественными средствами. Максим Рыльский имел свои любимые темы, разработке которых он уделял больше всего внимания. Чтобы раскрыть любимые темы, поэт ищет и находит интересные факты прошлого и настоящего, своим талантом возвышает их к уровню символов - образов великой обобщающей силы. Поэт создает лирические портреты рядовых людей нашей страны, которые своей работой приближают «сияние такого дня, которому душу я готов отдать» («Записная книжка»). Утро и день, весна и лето, теплые дни собирания винограда - это символы великих этапов в жизни нашей страны. Поэзия Максима Рыльского чрезвычайно богата жанрами. В лирике - гражданские (политические) стихи, стихи-портреты, стихи-размышления, песни, пейзажные рисунки. Поэмы его всегда имеют лиро-эпический характер. Написанная во времена тяжелых испытаний народа, поэма «Жажда» своим разнообразием размеров и стилевых переходов напоминает поэму Тараса Шевченко «Гайдамака». Взгляды М. Рыльского на задание поэта и поэзии воспроизведены в сборниках «Где сходятся дороги» и «Гомон и отзвук». Они засвидетельствовали, что художник начинает отрицать вечность и неизменность эстетичных законов. Лишь дураку кажется, что те же цветут цветы, и что то же небо на землю плещет голубое вино. Подобно А.Блоку, Максим Рыльский призывает художников изучать жизнь, остро ловить «изменения дней и лет», отбрасывать детали, чтобы потом собирать «пышную золотую пшеницу больших дум и фигур ясных». 57. Заблуждения и поиск истины Гедиминаса Джюгаса в романе Й. Авижюса «Потерянный кров». В своём стремлении поработить фашисты опирались на буржуазный строй. Пафос романа- разоблачение реакционной сущности буржуазного национализма, утверждение идеи братского содружества и подлинного гуманизма. Это роман борьбы идей напряжённого, порой драматического поиска истины. Авижюс уходит от развёрнутого описания исторических событий, всё внимание писателя сосредоточено на том, как политические события преломляются в сознании людей. Его интересуют мироощущения людей в период исторического перепутья. Образ Гедеминуса Джюгаса – центральный в двухчастном романе «Потерянный кров». Образ дан в развитии: писатель показывает социальную среду, где вырос герой: отец Гедеминаса – потомственный крестьянин. Гедеминос свято относится к земле и хлебу, крестьянскому труду. Сам Гедеминос – учитель истории в гимназии, образование получил на скудные отцовские гроши. С началом войны главный герой переезжает из города в деревню и с восторгом отдаётся крестьянской работе, находя в ней истинную радость. Здоровое крестьянское нравственное начало героя приходит в резкое противоречие с идейно-философскими воззрениями. Долг, честь – нравственные принципы не позволяют ему решить главный вопрос: с кем я? Он уходит в мир абстрактного гуманизма, замыкается в своём «я», не доверяет Советской России, но и отвергает фашизм. Он утверждает, что у человека есть он сам (человек) – и, укрывшись с совестью в этой крепости, он может обороняться. Он занял позицию отстранения, не поняв смысла происходящих событий. Действительность наносит сокрушительный удар по индивидуалистическим иллюзиям героя. Писатель раскрывает трагедию человека, который реально не осознаёт очевидные проблемы. Психологическому анализу Йонаса Авижюса свойственен элемент оценочности, душевных переживаний и метаний героя. Писатель исследует душевный мир своего героя глубоко и разносторонне как путём самоанализа героя, так и путём раскрытия его отношения с другими персонажами, при этом характеристика героя устами других героев является значимой в оценке образа. И те и другие, стоящие на противоположных полюсах, одинаково осуждают Гедеминаса за политическую аморфность. С установлением фашистского режима Гедеминос ещё способен верить в то, что фашисты относятся к высшей расе, что они тоже люди и убивать стариков и детей не будут. Он склонен идеализировать фашизм даже тогда, когда немцы заталкивают евреев в кузов автомобиля. Трагедия героев в конце второй части романа ещё не подходит к развязке. Здесь завязываются новые сюжетные линии, но автор даёт почувствовать, что ломка у героя произошла. Иллюзии по отношению к новой власти проходят. Произошло это после того, как он побывал в фашистском застенке, куда его бросили, чтобы, став свидетелем издевательств на другими людьми, развязать ему язык. Гедеминос потрясён и утрачивает силы. Его выпускают. Теперь он преисполнен решимости бороться теперь за освобождение Литвы от фашизма, он убивает человека, подозревая его в предательстве. Он желает сражаться против фашистов. Порыв Гедеминоса наталкивается на холодную волну недоверия. Связной партизанского отряда произносит приговор и подводит итог бесплодным исканиям героя. Гедеминос потерял не только кров и очаг, но и доверие соотечественников. Он потерял смысл, кров своей философии, под которой хотел укрыться от войны. Не менее интересна судьба Адомаса Вайнорса – товарища по гимназии. Его позиция, в отличие от Гедеминоса, определена, он за самостийную Литву, в том числе, и от советского влияния. В борьбе противоположных сил Адомась становится начальников полиции. На своём посту он тешит себя иллюзией, что это во благо Литвы, хитрит перед начальством, пытаясь избежать участия в карательных экспедициях, демонстративно освобождает из –под стражи милиционера и бедняка. Однако будучи человеком слабовольным, быстро втягивается в жестокие действия немцев. Убивает человека, которого же и отпустил, а после покушения на него партизан, теперь твёрдо заявляет, что партизан нужно уничтожать. Залив глаза самогоном, готов ехать на расстрел евреев. Человека могут сделать скотиной обстоятельства, но изменяется обстоятельства – изменяется и герой. Гедеминос занимает позицию «плыть по течению», он отказывается от вмешательства в ход человеческих событий. Гедеминос отказывается от всякого выбора, чувствуя свою обречённость. «Мне больше по душе слепая покорность судьбе, я за пассивность, я а экзистенцию, а не борьбу». Это совершенно новый герой, тип героя интеллигента, который живёт по нравственным законам. 58. Лирика М. Рыльского военного времени: жанрово-стилевое своеобразие. И в грозные годы Отечественной войны поэт-гражданин своим пылким словом доказывал свою любовь к родной земле, так как аксиома то, что кто любит природу родного края, тот патриот своей родной земли. В годы Великой Отечественной войны М. Рыльский выпустил книги стихов «За родную землю» (1941), «Слово о матери-родине» (1942), «Великий час» (1943), «Неополимая купина» (1944), книгу публицистических статей «Народ бессмертен» (1942) и др. Уже осенью 1941 г. страну облетело пламенное «Слово о матери-родине». Одновременно писались и поэтические воспоминания — поэма «Мандрівка в молодість». Война, как это ни странно звучит, дала литературе глоток свободы. В произведениях многих писателей заговорила отечественная история. Был в этом вполне понятный смысл: героика предков должна разжигать дух народа, поднявшегося на бой с фашизмом. Имя М. Рыльского названо в том же ряду А. Довженко, Ю. Яновского, П. Тычины, Л. Первомайского, М. Бажана, А. Малышко… Одно из его архипроизведений военного времени — поэма-видение «Жага», написанная чуть ли не в самый трагический момент многолетней борьбы с фашизмом — в ноябре 1942 года... В оратории-поэме «Слово о родной матери» природа персонифицирована, она действует, борется со врагом: В 1943 году его стихотворения военного времени удостоены премии СССР. В послевоенные годы М. Рыльский создаёт составившие высший этап в развитии его поэтического дарования книги стихов «Розы и виноград» (1957) и «Далёкие небосклоны» (1959), за которые поэту в 1960 году. Высокими гуманистическими критериями и глубоким лиризмом отмечены и сборники стихов последующих лет: «Стая журавлей» (1960), «В тени жаворонка» (1961), «Зимние записи» (1964). М. Рыльский много сделал в области художественного перевода, в частности, он перевёл Пушкина, Лермонтова, Мицкевича, Словацкого. В суровый час тяжелых испытаний родилось это высокопатриотическое произведение. 29 ноября 1941 года к порабощенному, но непокоренному народу через радиостанцию имени Тараса Шевченко посылали свой голос лучшие сыновья Украины и среди них - Максим Рыльский. Он прочитал только что написанное произведение «Слово о родной матери», которое позже дал название сборнику, который вышел в печать в 1942 году. Раскрывая аллегорически символическую сущность образа Украины-матери, который являлся определяющим в нашей поэзии военного времени. Это было то исключительной идейно эмоциональной силы произведение, которое продемонстрировало перед всем миром голос порабощенной, но не покоренной великой славянской земли. Это был громкий голос поэта, который вопреки, пусть даже в подтексте, имперской идеологии кремлевского режима показал величие Украины. Идейно эмоциональный пафос произведения - в утверждении бессмертия Украины и уверенности в победе над кровавым врагом. Рыльский не случайно назвал свое произведение «Словом», подчеркнув этим не только связь с патриотической памяткой XII века - «Словом о полку Игореве», которое он перевел на украинский язык, но и его жанровые признаки оратории. Этого требовали от поэта тяжелые обстоятельства войны. В произведении бьется пульс пламенного патриота. Поэт с любовью воспроизводит образ Отчизны - ее волшебную природу, героическую историю, бессмертную культуру, красоту ее современного бытия. Всеми помыслами своими поэт несся в родную Украину, которая изнывала в неравной борьбе, но не стала на колени перед оккупантами. В воображении появляются картины природы Украины с ее зелеными океанами степей, рощ и дубрав, синью чистых озер. Родной Украине идут на помощь народы-братья. Непреодолимость народов, которые хотят «общей цели» - уничтожения фашизма, - автор утверждает рядом риторических вопросов: Ни одна злая вражеская сила не преодолеет народа, у которого славное прошлое, героическое современное и солнцеясное будущее - такая основная идея поэмы. Другие произведения сборника - стихотворения «За родную землю», «Украине», «Наше кровное дело», главными мотивами которых является защита родной земли и твердая вера в победу над врагом. Сборник стихотворений М. Т. Рыльского «Слово о родной матери», созданный в пламенные годы войны, всколыхнул святые национальные патриотические чувства. Он звучал для воинов «как голос матери крылатый», зажигал на бессмертные подвиги во имя счастья и свободы Отчизны.
|