Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вещи простые, составные и собирательные. Pars rei.




Естественно-природные критерии не имеют здесь значе­ния для права, поскольку, кроме простых элементов, все остальные вещи, с химической точки зрения, представляют собой сложные об­разования. Однако с социально-экономи­ческой точки зрения, фактически оказывается, что некоторые вещи предстают в общем мнении как такие единства, что части, с необхо­димостью их образующие, не обладают независимым существовани­ем, не существуют как самостоятельные вещи. Это те «простые вещи», о которых юрист Помпоний говорит, что они «охваты­ваются единым духом» (животное, растение, бревно, камень).

Другие вещи, напротив, таковы, что образующие их части легко выделимы, обособлены друг от друга и сохраняют свою сущность, за исключением того, что вследствие объединения они утратили свою функциональную самостоятельность, чтобы образовать целое, имею­щее собственное предназначение, отличное от образующих его частей. Это те составные вещи, о которых Помпоний говорит, что они «со­стоят из соприкасающихся вещей, т. е. многих соединенных одна с другой вещей» (здание, корабль, шкаф).

Различие между простыми и составными вещами важно в праве прежде всего потому, что в то время, как по отношению к простым вещам невозможно себе представить наличие самостоятельных юриди­ческих отношений, по отношению к составным вещам, напротив, представимо существование в связи с такими частями прав и отноше­ний, которые пребывают в «застывшем состоянии» до тех пор, пока сохраняется соединение, однако проявляются во всей своей действенности, как только соединение прекращается («пробуждение»).Имеются, наконец, еще и другие вещи, которые, хотя они и не соединены материально и сохраняют свою индивидуальность и само­стоятельность, представляя собой каждая в отдельности особую вещь, тем не менее удерживаются вместе той собирательной функцией, ко­торую они все вместе выполняют. Это есть те «собирательные вещи», universitates rerum, о которых Помпоний говорит, что они «состоят из отдельных вещей, так что это есть множество свободных тел, которые однако, связаны одним именем»). Современная критика показала, что в соответствии с римскими представлениями, единственным случаем собирательной вещи, рассматриваемой как таковая в рамках юриди­ческой системы, оказывается стадо.

Понятие собирательной вещи важно потому, что различные обра­зующие ее вещи, будучи рассмотрены с определенной точки зрения, имеют значение единичных вещей, однако исходя из других отправ­ных моментов обретают значение единой вещи. Например, собственник, который требует от недобросовестного владельца возвращения стада, не вынуждается к вничению стольких судебных исков, сколько
голов оно насчитывает, но вчиняет лишь один иск, имеющий целью
возвратить «стадо».

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты