Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Гражданское право Рима




Читайте также:
  1. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
  2. IUS HONORARIUM - ПРЕТОРСКОЕ ПРАВО
  3. А) охватывается правомочием пользования
  4. А) устанавливать ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов (ч. 3 ст. 7);
  5. Автозаправочные станции.
  6. Авторское право. Личные неимущ. и имущ. Авторские права
  7. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
  8. Админ правонарушения: понятие и юр состав.
  9. Админ. правовое регулирование в сфере образования и науки.
  10. Админ. правонарушения: понятие и юридический состав.

1) Под гражданским правом в современном обществе понимают ту область права, которая регулирует имущественные отношения в данном обществе.

В качестве единого термина, подразумевающего гражданское право в современном понятии, в римском правовом лексиконе применяется ius privatum - или частное право. Римское частное право соответствует современному гражданскому праву ius privatum. Основными институтами римского частного права являлись:

-право собственности;

-другие права на вещи;

-семейные правоотношения;

-наследование;

-защита частных прав (иски)

ius privatum включало в себя:

2) ius civile (цивильное право) - национальное право граждан римской общины, оно включало в себя все правила, регулирующие сакральные и светские отношения предусматривающие кару за преступления, в условиях неразвитой экономики отдельной общины, при господстве натурального хозяйства.

Цивильное право именовалось также ius quiritis или квиритским правом (от "курия", от г.Кура, от копьеносцев-квиритов...). Позже ius civile стало правом, которым пользовались исключительно римские граждане.

3) ius gentium (право народов) - "право, которым пользуются все народы человечества" (Ульпиан).

Право народов - более универсальное, чем ius civile, способное удовлетворять интересы всех включенных в мировую державу народов, лишенное всяких местных и национальных особенностей.

Право народов формировалось под непосредственным влиянием деятельности магистрата по делам перегринов (неримлян). Для защиты прав иностранцев претор перегринов использовал правовые нормы, действовавшие в разных провинциях державы. Таким образом, создавался синтез наиболее совершенных правовых норм мира.

Претор-перегринус мог издавать эдикты, тем самым юридич.закрепляя чужеземные правовые нормы.

Вобрав в себя лучшие нормы народов державы, ius gentium обладало рядом положительных черт:

1. свобода от формальностей, присущих ius civile;

2.предпочтение подлинной воли участников правоотношения всем прочим обстоятельствам и формальностям;

3. письменная форма договорных связей;

4. простота судопроизводства;

5.атмосфера взаимного доверия сторон в спорах;

6. равенство сторон правоотношения;

7. третейский суд.



Итак, римское гражданское право развивалось в виде параллельных и взаимодействующих систем ius civile и ius gentium. Со временем эти системы стали сближаться. Однако более значительным было влияние ius gentium на ius civile, т.к. ius gentium содержало более совершенные нормы и отличалось положительными чертами.

С рецепцией цивильным правом перегринского права неразрывно связана и эксцепция ius civile, как средство ревизии старого права - принцип exeptio doli - "возражение из обмана", который использовался для отмены норм, противоречащих принципа справедливости. В 212 г. с введением Каракаллой общ. граж данства ius civile и ius gentium - слились воедино.

4) ius naturale - это представление о добре и зле, должном и ненадлежащем. По мнению римлян законы не должны были нарушать этого общего порядка. Соответствие людских законов естественному праву - это справедливость (aequitas). соответствующие понятию справедливости. Таким образом следует рассматривать ius naturale не как систему норм.

Эта философская конструкция позволяла преторам и юристам классического периода устранять нормы, уже не как философское обоснование прогрессивной правотворческой деятельности.



Такой подход говорил о восприятии римлянами права нравственного явления. Теория ius naturale в настоящее время называется неотолизмом (учение Фомы Аквинского).

5) ius praetorium (преторское право) - система права, сложившаяся в практике преторов и др.магистратов через их эдикты. Ius praetorium, по словам римского юриста Марциана, сделалось живым голосом цивильного права, эффективным средством удовлетворения новых жизненных интересов, возникших с ростом производства, торговли и т. д.

Понятие ius gonorarium несколько шире, чем ius praetorium, т.к. включает эдикты других магистратов, например курульных эдилов. Между ius gonorarium и ius civile также происходило взаимодействие, в результате чего эти системы слились воедино. Преторскому праву отдавалось предпочтение над ius civile, в результате чего появилось понятие nudum ius - право, лишенное юридической защиты, потерявшее гарантии государства.

Оно ограничивало рамки преторского правотворчества в 250-80 г.д


Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 18; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты