Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Выразительность и ее основные условия





Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и под­держать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность речи зависит от многих причин и условий — собственно лингвистических и экстралин­гвистических.

Одним из основных условий выразительности яв­ляется самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмыс­ление предмета сообщения. Знания, извлеченные из ка­ких-либо источников, должны быть освоены, перерабо­таны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь — выразительной.

В значительной степени выразительность речи за­висит и от отношения автора к содержанию высказыва­ния. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмо­циональную окраску. Равнодушное же отношение к со­держанию высказывания приводит к бесстрастному из­ложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возни­кает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: пер­вый — излагая тему своего сообщения, второй — следя

[ 200 ]

за развитием его мысли. В установлении психологиче­ского контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.

Кроме глубокого знания предмета сообщения, вы­разительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языко­вых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выра­зительных возможностей и особенностей функциональ­ных стилей.

Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выби­рать нужные в конкретном акте коммуникации языко­вые средства. Такие навыки вырабатываются в результа­те систематической и осознанной тренировки. Средст­вом тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художествен­ных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также само­контроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности).

Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от це­левой установки автора на нее.

К выразительным средствам языка обычно отно­сят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая еди­ница языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, панто­мимика).
Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи


Как известно, звучащая речь является основной формой существования языка. Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый раздел стилистики — фоника. Фоника дает оценку осо­бенностям звукового строя языка, определяет характер­ные для каждого национального языка условия благо­звучия, исследует разнообразные приемы усиления фо­нетической выразительности речи, учит наиболее совер­шенному, художественно оправданному и стилистиче­ски целесообразному звуковому выражению мысли105.

Звуковая выразительность речи прежде всего за­ключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств. В первую очередь фо­нику интересует звуковая организация поэтической ре­чи, в которой значение фонетических средств особенно велико. Наряду с этим исследуется также звуковая выра­зительность художественной прозы и некоторых жанров публицистики (прежде всего на радио и телевидении). В нехудожественной речи фоника решает задачу наиболее целесообразной звуковой организации языкового мате­риала, способствующей точному выражению мысли, так как правильное использование фонетических средств языка обеспечивает быстрое (и без помех) восприятие информации, исключает разночтения, устраняет неже­лательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания. Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, ко­торое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность). Одним из путей дости­жения звуковой гармонии считается определенное чере­дование гласных и согласных звуков. При этом в большинстве сочетаний согласных содержатся звуки [м],

[ 202 ]

[н], [р], [л], имеющие высокую звучность. Рассмотрим, например, одно из стихотворений А.С. Пушкина:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года:

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой...

Интересна звуковая инструментовка этого стихо­творения. Здесь прежде всего наблюдается равномерное сочетание гласных и согласных звуков (и само их соот­ношение примерно одинаково: 60 % согласных и 40 % гласных); приблизительно равномерное сочетание глу­хих и звонких согласных; почти нет случаев скопления согласных (лишь два слова содержат соответственно три и четыре согласных звука подряд — [сквос'] и [фстр'и'ч'ajьт]. Все эти качества в совокупности и при­дают стиху особую музыкальность и мелодичность. Они присущи и лучшим прозаическим произведениям.

Однако благозвучие речи часто может нарушаться. Причин этому несколько, самой распространенной сре­ди которых является скопление согласных звуков:лист бракованной книги: [стбр], [йкн]; конкурс взрослых строи­телей: [рсвзр], [хстр]. Еще М.В. Ломоносов советовал "обегать непристойного и слуху противного стечения согласных, например: всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные — вств-вз, язык весьма запинают"106. Для создания благозвучия важным является количество звуков, входящих в консо­нантное сочетание, их качество и последовательность. В русском языке (это доказано) сочетание согласных зву­ков подчиняется законам благозвучия. Однако есть сло­ва, включающие большее количество согласных по сравнению с нормативным: встреча, встрепанный, при- ткнуться; есть лексемы, содержащие два-три согласных

[ 203 ]

звука в конце, что значительно затрудняет произноше­ние: спектр, метр, рубль, черств, знакомств и т.д. Обыч­но при стечении согласных в устной речи в таких слу­чаях развивается дополнительная "слоговость", появля­ется слоговой гласный: [рубъл'], [м'этър] и т.д. Например:

Этот Смурый пришел в театр года два назад... (Ю. Трифо­нов); В Саратове шел спектакль, поставленный Сергеем Леони­довичем еще весною (Ю. Трифонов);

Земля надрывается от жары.

Термометр взорван. И на меня

Грохоча, осыпаются миры

Каплями ртутного огня.

(Э. Багрицкий)

Второй причиной, нарушающей благозвучие речи, является скопление гласных звуков. Таким образом, мнение о том, что чем больше в речи гласных звуков, тем она благозвучнее, неверно. Гласные порождают бла­гозвучие только в сочетании с согласными. Стечение нескольких гласных звуков в лингвистике называется зиянием; оно значительно искажает звуковой строй рус­ской речи и затрудняет артикуляцию. Труднопроизно­симыми являются, например, такие фразы: Письмо у Оли и Игоря; Такие изменения наблюдаются у аориста; название стихотворения В. Хлебникова "Слово о Эль".

Третьей причиной нарушения благозвучия счита­ется повторение одинаковых сочетаний звуков или оди­наковых слов: ^ ...Они производят крушение отношен��й (Н. Воронов). Здесь в словах, стоящих рядом, повторя­ется сочетание -шени-.

Правда, в поэтической речи очень трудно бывает разграничить нарушение благозвучия и парономазию -намеренную игру сходных в звуковом отношении слов. См. например:

Вот и расслышали мы

тихо сквозимую,

по первозимью перевозимую

первую песню зимы.

(Я. Кислик)

[ 204 ]

Сослуживец, сотрудник,

Собутыльник, собеседник —

Сколько этих СО!

Друг без друга невесомы,

Грозным временем несомы,

Попадем в эти Сомы

Белкой в колесо.

(В. Лившиц)

Снижается благозвучие и за счет однообразного ритма речи, создаваемого преобладанием односложных или, напротив, многосложных слов. Одним из примеров может служить создание так называемых палиндромов (текстов, имеющих одинаковое чтение как от начала к концу, так и от конца к началу):

...Мороз в узел, лезу взором.

Солов зов, воз волос.

Колесо. Жалко поклаж. Оселок.

Сани, плот и воз, зов и толп и нас.

Горд дох, ход дрог.

И лежу. Ужели?

(В. Хлебников)

Неудачная фонетическая организация речи, за­трудненная артикуляция, непривычное звучание фразы отвлекают внимание читателя, мешают восприятию тек­ста на слух. Русские поэты. и писатели всегда внима­тельно следили за звуковой стороной речи, отмечали недостатки звукового оформления той или иной мысли. Например, А.М. Горький писал о том, что молодые ав­торы часто не обращают внимания на "звуковые капри­зы" живой речи, и приводил примеры нарушения благо­звучия: актрис с страстными взглядами; писали стихи, хитроумно подбирая рифмы и др. А.М. Горький отмечал также, что назойливое повторение одних и тех же зву­ков нежелательно: Она неожиданно нашла, что наши от­ношения нужно — даже необходимо — понять иначе107 В.В. Маяковский в статье "Как делать стихи?" приводит примеры сочетаний на стыке слов, когда возникает но­вый смысл, не замеченный авторами поэтических текстов; другими словами, возникает амфиболия на фоне-

[ 205 ]

тическом уровне: «...в лирическом стихотворении Утки­на, помещенном недавно в "Прожекторе", есть строка:

не придет он так же вот,

как на зимние озера летний лебедь не придет.

Получается определенный "живот"»108.

Амфиболию на звуковом уровне можно отметить также в стихотворении А. Вознесенского "Брайтон Бич":

В чем ты виноватый, Вилли?

В чем я, Вилли, виноват?

Вы ли, мы ли? Мы ли, вы ли? —

Небеса не говорят.

Эстетическое восприятие текстов нарушается при употреблении в речи действительных причастий на­стоящего и прошедшего времени типа тащащийся, та­щившийся, морщащийся, морщившийся, скрежещущий, так как они кажутся неблагозвучными109.

Таким образом, каждый носитель языка должен стараться избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных слово­форм, труднопроизносимых сочетаний звуков при со­единении слов, умело использовать выразительные воз­можности звучащей стороны речи


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты