Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные линии онтогенеза в молодости.




Главные стороны жизни в молодости по-разному развиваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза.

При гедонистической направленности личности (атавистических аналогах простого и легкого и простого и трудного типов жизненного мира) человек не способен ни к содержательным семейным отношениям, ни к овладению профессией. Фактически эти стороны жизни остаются у него непредставленными. Даже если создается семья и приходится работать, ни об ответственности перед супругой (супругом) и детьми, ни о серьезном отношении к работе речи не идет.

При эгоистической направленности личности (сложном и трудном жизненном мире) возможны различные варианты развития. При создании семьи нередко решающим становится доминирующий в жизненном мире эгоистический мотив. Так, очень многие браки, заключаемые из-за денег, связаны не с гедонистической установкой, ас одним из эгоистических мотивов — мотивом материального достатка или богатства, престижной мотивацией, мотивом власти и т.д.

При эгоистической направленности личности профессиональный выбор обычно определяется эгоистическим мотивом, имеющим оптимальное соотношение параметров "значимость достижимость" Соответственно этому профессия, как правило, не является ценностью сама по себе, а выступает средством реализации этого эгоистического мотива.

В связи с отсутствием глубокого интереса к своему делу становятся невозможными проявления творческих способностей. Человек с эгоистической направленностью личности, даже обладая высокими профессиональными качествами и продуктивностью, неспособен создать ничего нового и оригинального. Напомним, что для творческого акта необходимо функционирование психики на пределе ее возможностей, полная поглощенность своим делом, что исключается при использовании этого дела лишь в качестве средства для реализации иных мотивов.

Аналогично развивается при эгоистической направленности личности и еще одна важная сторона жизни 6 молодости — дружеские отношения. Как правило, это не собственно дружба (сущностная связь, определяемая тем или иным значимым созвучием), а приятельские отношения, главное в которых не сами отношения, а те или иные эгоистические мотивы. Они тоже обычно выступают лишь средством, если не достижения доминирующего эгоистического мотива, то каких-либо других: самоутверждения, самоуважения, престижа и т.п.

При духовно-нравственной и сущностной направленности личности (сложном и "как бы легком" и сущностном жизненном мире) проявляется стремление к сущностному содержанию главных сторон жизни. Однако надо иметь в виду, что даже при сущностной форме жизни это стремление не всегда приводит к желаемому результату. В то же время содержание жизни в целом определяется либо общей ориентацией на духовно-нравственные ценности (при сложном и "как бы легком" жизненном мире), либо общей (генерализованной) сущностной связью с миром — при сущностной форме жизни.

Надо признать, что гармоничные семейные отношения, основанные на единении супругов сутью, даже при рассматриваемых наиболее оптимальных вариантах развития отмечаются далеко не всегда. Тем не менее они характерны именно для духовно-нравственной и сущностной направленности личности. Выше мы подчеркивали, что помимо разделенности их отличает знание обоими любящими непреходящести своей любви, знание того, что она навсегда.

Нередко и при рассматриваемых наиболее оптимальных линиях онтогенеза эта способность не реализуется. Среди причин можно выделить как внешние, связанные с объективными трудностями встречи с созвучным тебе человеком в самое нужное время "возраста любви", так и внутренние, определяемые личностными особенностями, прежде всего значимостью любви к женщине (мужчине) в иерархии мотивов. Так, по свидетельству ряда авторов воспоминаний о С.А. Есенине, любовь к женщине не была очень значимой стороной его жизни. Через всю свою короткую жизнь он пронес как главные, определяющие ее стороны глубокую любовь к родине и питаемое ею поэтическое творчество, семейные же отношения у него так и не сложились.

Мы полагаем, что влюбленность, не становящаяся собственно любовью, отсутствие в связи с этим гармонии в основанных на ней семейных отношениях очень часто связаны с возникновением влюбленности вследствие сильного желания полюбить. Пример А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого — это один из вариантов данного феномена, когда сильное желание любви и женитьбы вызвано близостью конца "возраста любви". Но обычен и другой вариант, когда человек испытывает особо сильное желание полюбить в начале или в середине молодости. Э. Фромм отмечает, что нередко влюбленность связана с чувством одиночества и отчужденности, Так или иначе, несмотря на общую сензитивность молодости к выбору спутника жизни и созданию семьи, по-видимому, у каждого человека бывает еще и более узкий период, своеобразный пик "времени любви". И в это время любовь, возникающая вследствие острого ее желания, выбирает один из объектов, имеющихся на данный момент. Естественно, он редко отвечает возможности становления сущностного чувства.

Необходимо отметить, что одна из главных задач молодости — создание семьи — решается не всеми. Довольно много людей так и не реализуют благоприятные возможности этого периода и остаются без спутника жизни. Переступив рубеж 28-30, для некоторых 35 лет, они по причинам, указанным выше, уже не в состоянии начать совместную жизнь с другим человеком.

Некоторые остаются одни из-за повышенных требований к тем или иным качествам жены (мужа), другие слишком застенчивы, неконтактны, третьи отличаются неуживчивым характером, у четвертых преградой на пути к браку стоят симбиотические отношения с эгоистичной матерью...

Социологи связывают возросшее в последние десятилетия количество женщин, предпочитающих не создавать семью, с повышением их материальной независимости. Но это лишь способствующий данному явлению фактор, первопричина же заключается в субъективных и объективных трудностях нахождения спутника жизни. мнение,-что при приближении к верхней границе молодости лучше создать семью неудачно, чем не создавать совсем. Сторонники этого не лишенного логики взгляда полагают, что, приобретя даже неудачный опыт семейной жизни, человек как бы продлевает сензитивный период к созданию семьи за границы молодости, становится способным к браку и в период зрелости. Конечно, такое простое решение подходит далеко не каждому: неудачный брак и при отсутствии детей может иметь непредсказуемые тяжелые последствия.

Что касается линий онтогенеза, отвечающих духовно-нравственной и сущностной направленности личности, то здесь нередко семья не создается вследствие именно несостоявшейся встречи с духовно близким, созвучным себе человеком. Иногда причиной является безнадежная неразделенная любовь (влюбленность), что обычно характерно для лиц с достаточно выраженной застревающей тенденцией характера.

Ярким примером неудавшейся любви, оказавшей сильное влияние на большую часть последующей жизни, была

Вторая главная сторона жизни- профессиональная деятельность — у людей с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности, как отмечалось выше, практически всегда сопряжена с интересом к выбранному делу. Несмотря на то что она по объективным причинам может быть не связана с собственно призванием, предназначением человека, которое далеко не всегда открывается ему, широта круга интересов и общая направленность на духовно-нравственные ценности обычно определяют круг возможных профессий именно с точки зрения интереса к ним.

Профессиональная деятельность при рассматриваемых линиях онтогенеза зачастую является самой главной, определяющей стороной жизни. В одних случаях это связано с доминированием в иерархии ценностей соответствующего мотива, как это было, например, у Пушкина, Есенина и Л. Толстого, в других во многом может стать следствием нереализованности мотива обретения спутника жизни, что проявилось у М.М. Пришвина.

Дружеские связи в своем истинном, сущностном проявлении характерны именно при духовно-нрацственной и сущностной направленности личности. Есть немало примеров такой истинной дружбы, возникшей в юности или молодости и продолжавшейся всю жизнь. Из известных личностей назовем Гете и Шиллера, Пушкина и Пущина, Герцена к Огарева, Маркса и Энгельса, Фета и Полонского.

Этот ряд, конечно же, может быть продолжен, для нас же важно отметить, что эти и многие другие примеры дружбы известных людей показывают главные особенности дружбы как непреходящей сущностной связи с миром. В дружбе определяющим является именно созвучие двух людей, сущностность их отношений. Все остальное — регулярность или редкость общения, степень исповедальности, открытости и т.д. не имеет решающего значения. Это уже частные особенности, они зависят от индивидуальных характеристик и внешних обстоятельств.

Специфика дружбы, ее характерность для духовно-нравственной сущностной направленности личности определяются также тем, что она возникает на основе той или иной значимой для обоих участников дружбы деятельности, сущностной стороны их жизни. Это или общее призвание (Гете и Шиллер, Фет и Полонский), или общественно-политическая деятельность (Герцен и Огарев, Маркс и Энгельс), или какая-либо другая значимая сторона жизни, например, оставшиеся навсегда дорогой частью души связанные с дружбой годы отрочества и юности, как у Пушкина и Пущина. Дружба, являясь для ее участников сущностной связью с миром, в то же время не возникает на пустом месте, поскольку необходимое для нее созвучие есть созвучие именно в той или иной сущностной стороне жизни.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты