КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интегративные социологические теории (П. Бурдье, Э. Гидденс, Ю. Хабермас).(Смотри вопросы 20-25) П.Бурдье. Теория структурирования Энтони Гидденса. Его теория структурирования направлена на исследование взаимодействия между социальными структурами и человеческим действием в попытке таким образом объединить сильные стороны, во-первых, структурализма и функционализма, а во-вторых - интерпретативной социологии. Для этого Гидденс применяет два различных, но взаимодополняющих метода исследования. Первый из них, институциональный анализ, направлен на изучение социальных структур и институтов, тогда как второй, стратегический анализ - на изучение того, каким образом конкретные люди, преследующие свои стратегические цели, в эти структуры вовлекаются. Гидденс подчеркивает, что стратегическое поведение людей в значительной степени основано на том, как они интерпретируют свое окружение. Гидденс считает, что для понимания человеческого поведения следует принимать во внимание субъективные феноменологические представления. Как и в большинстве современных теорий, социальная структура определяется как набор правил, воспроизводимых в социальных практиках. В своем определении социальной структуры Гидденс прибегает к понятию ресурсов. Правила подразделяются на два типа: интерпретативные схемы, или семантические правила, и нормы, или моральные установки. Материальные же ресурсы включают в себя собственность или контроль над объектами (традиционный предмет марксистских социологических течений), тогда как авторитарные ресурсы происходят из организации властных структур. Для описания институциональных черт общества (таких, как разделение труда) Гидденс использует термин "структурные свойства", а для наиболее глубинных черт - термин "структурные принципы". Изучение структурных принципов, наиболее абстрактная форма социального анализа, позволяет выделить различные типы обществ. По Гидденсу, взаимодействие социальных структур с человеческим Действием циклично. Социальные структуры - это одновременно предпосылка и непреднамеренный результат человеческого действия. Люди вовлекаются в них с тем, чтобы использовать их в своих повседневных общественных практиках, и тем самым неизбежно воспроизвести точно такие же структуры.
Социальные структуры, с одной стороны, позволяют нам взаимодействовать, а с другой - воспроизводятся нашим взаимодействием. Гидденс называет это "двойственностью структуры". Человеческое действие представляет собой не совокупность отдельных актов, а непрерывный поведенческий поток. Точно так же живая метаболическая сеть воплощает в себе непрерывный жизненный процесс. И точно так же, как компоненты живой сети постоянно трансформируют или замещают другие ее компоненты, отдельные поступки в поведенческом потоке человека обладают, по Гидденсу, "трансформирующей способностью". Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса. Как и Гидденс, Хабермас полагает, что исчерпывающее понимание социальных феноменов дают два различных, но взаимодополняющих подхода. Первый из них - это рассмотрение социальной системы, соответствующий изучению институтов в теории Гидденса; второй - рассмотрение "мира жизни" (Lebenswelt), соответствующий изучению человеческого поведения у Гидденса. Для Хабермаса изучение социальной системы - это выяснение того, каким образом социальные структуры ограничивают человеческие поступки. Речь прежде всего идет о вопросах власти, а более конкретно - о классовых отношениях в процессе производства. Изучение социальной жизни предполагает рассмотрение вопросов смысла и коммуникации. Соответственно, для Хабермаса критическая теория - это объединение двух различных типов знания. Это, во-первых, эмпирико-аналитическое знание, связанное с внешним миром; ее предметом становится раскрытие причинно-следственных связей. Во-вторых, это герменевтика, т. е. понимание смысла, связанная с миром внутренним и имеющая своим предметом язык и коммуникацию. Люди приписывают тому, что их окружает, некое значение и действуют сообразно с ним. Человеческие интерпретации основываются на ряде неявных допущений, исторически и традиционно обусловленных, а потому отнюдь не всегда обоснованных в равной степени. Хабермас выделяет различные типы действия - и, пожалуй, именно здесь интегративный характер его критической теории проявляется особенно четко. Инструментальное действие происходит во внешнем мире (содержание), стратегическое действие связано с человеческими взаимоотношениями (форма), а действие коммуникативное ориентировано на достижение понимания (смысл). Каждый из типов действия у Хабермаса связывается с той или иной степенью "правомерности". В материальном мире правомерность действия соответствует фактической достоверности, в социальном мире - моральной справедливости, а в мире внутреннем - искренности.
|