КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конструктивистский структурализм П. Бурдье.Пьер Бурдье (1930-2002) – франц. социолог. Источники: марксизм, структурализм, Дюркгейм, Вебер. Попытка синтезировать два направления: структурализм и феноменологию. Чаще всего, то направление, которое он создал, называют генетическим структурализмом. Бурдье отрицал известные социологические дихотомии, считал, что эти категории не противопоставлены друг другу, а дополнят друг друга. Основная идея двойного конструирования, включающая в себя представления о генезисе соц. структур. Под генезисом понимается установление причинно-следственных связей между социальными явлениями. Бурдье постулирует существование объективных структур, решающим образом воздействующих на практики индивидов (объективные независящие от сознания индивида практики – всё что делает агент, участник соц. отношений). Именно соц. структуры являются конечными причинами практик и представлений индивидуальных и коллективных агентов. Вместе с тем, агентам имманентно (внутренне) присуще активность, и они также являются источниками воздействий на социальную реальность. Таким образом, социальная действительность конструируется дважды: объективно-существующими социальными отношениями, практиками агентом. Социальные отношения усваиваются в ходе практической деятельности, и превращаются в практические схемы. Определяющую роль играют объективные структуры. Субъективное структурирование объективного вторично. Всё в обществе структурировано 1. Соц. отношения не равномерно распределены во времени и пространстве. 2. Агенты не равномерно вступают в социальные практики 3. Между агентами не равномерно распределяются капиталы 4. Не равномерно распределены практические схемы 5. Агенты по-разному структурируют социальную действительность. Общество, как структура имеет двойную жизнь: а. Существует как реальность первого порядка, опредмеченная в условиях практик б. Реальность второго порядка – это общество, существующее в представлениях агента. Общ-во в 2-ух: материальном виде и представления самих людей. 21. Понятия «поля» и «капитала» в социологии П. Бурдье. Социальное пространство включает в себя несколько полей, и агент может занимать позиции одновременно в нескольких из них. Набор полей – общество. Поле, по Бурдье, — это специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или в кооперации, определяемыми социально и в большой степени не зависящими от физического существования индивидов, которые эти позиции занимают. - замкнутая и автономная система соц. отношений. Поле возникает как следствие общественного разделения практик. Поле есть место отношений сил и борьбы, направленной на трансформацию этих отношений и, как следствие, это место непрерывного изменения. Связность, которую можно наблюдать в определенном состоянии поля, ее внешнее проявление как ориентации на какую-то одну определенную функцию являются продуктами конфликта и конкуренции. Поле не имеет частей, составляющих. Каждое поле имеет свою собственную логику, свои правила, свои специфические закономерности. Каждое поле конституирует потенциально открытое пространство игры, ограничения которого есть динамические границы, являющиеся ставками в борьбе внутри самого этого поля. При синхронном рассмотрении поля представляют собой структурные пространства позиций. Позиции в поле могут быть заняты в разное время разными агентами. Каждое поле имеет специфическую структуру и интересы, соответственно которым агенты ведут борьбу за распределение капитала. Виды капиталов: 1. Экономический. Ресурсы, имеющие экономическую природу. 2. Культурный. Образование, культурный уровень индивида: набор ценностей, начитанность. · Инкорпорированное состояние – в форме длительных диспозиций ума и тела, накачка ума и тела. Включить в себя. Например, знания. · Объективированное состояние – в форме культурных товаров. Предметы и средства. Может передаваться материально. Может приобретаться экономически и символически (например, флаг, его передача). · Институционализированное состояние – в форме объективации. Культурный капитал институционализируется посредством магии. Например, траурные ритуалы или диплом об образовании. Закрепляет легально культурный капитал. Коллективная магия – договоренность, что, например, диплом будет соответствовать определенному уровню знаний. · Социальный – совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с сетью отношений. Принадлежность человека к группе. Это сеть связей, предполагающих взаимодействие услуга за услугу. Сеть отношений взаимного знакомства и признания. Закрепляется посредством статуса, квалификации. Соц. капитал дороже экономического. Качество связей важнее их кол-ва. Институциализация статусом, манеры свидетельствуют о членстве в группе. 3. Символический. Ресурсы символического мира, знаки престижа. Эти капиталы являются условиями для вхождения в игру (поле). Игра – это диспозиция на поле. Капиталы невозможно иерархизировать, но они взаимоконвертируемы. Конвертирование.Основание, база – экономический капитал. Общий знаменатель всех других. Наиболее ликвидный. Можно конвертировать в любой другой. Другие капиталы в чистом виде к нему несводимы.
|