КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мертоновская трактовка аномии. Способы индивидуальной адаптации к структурной аномии.Аномия – 1) как св-во соц.системы в целом. Низкая степень соц.сплоченности, распад ценностно-нормативного согласия. 2) аномией может считаться нарушение взаимооднозначного соответствия и согласованности между нормами, регулирующими один и тот же тип поведения (смерт.казнь) 3) как расхождение между нормативной структурой и структурой возможностей. Речь идет о неравном доступе к институционализирующим средствам достижения культурно одобряемых целей.
Способы адаптации по Р. Мертону. (классификация типов девиаций)
Эти категории относятся к ролевому поведению в специфических ситуациях, а не к личности в целом. 1) Конформность.Соответствие культурным целям и институц. ср-вам. Стабильное общ-во. Желательное поведение. Ост. – девиантные. Конформизм означает полную солидарность личности и с общественными целями, и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип личностного поведения противоположен девиантному. Он основан на зависимости человека от господствующих стандартов, мнений, стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выживания. Без наличия конформистского поведения нельзя было бы говорить о стабильности, социальном порядке и преемственности в развитии общества. Чем более широко представлен конформистский тип приспособления, тем более устойчивым и спокойным (надежным) является общественный порядок. Чем больше стабильности о-ва, тем шире этот тип приспособления распространен. Всеобщая ориентация поведения на основные культур.ценности. Культура основывается на желательном поведении членов о-ва. (получение высшего обр-я – диплом, куда все туда и я - работа)
2) Инновация.Культурные цели прислед-ся, новые достижения целей – часто запрещенные ср-ва. Новые, альтернативные, часто запрещенные средства, но эффективные при при достижении культур.традиционных целей. (списывание на экзамене, фиктивные браки, неоплата проезда) Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и в то же время поиск новых средств их достижения. В отличие от исключительно позитивной характеристики инновационного типа поведения, присущей отечественной социологии, в западных теориях и типологиях отклоняющегося поведения он трактуется более широко и многообразно, включая явно выраженные негативные средства достижения цели. Мертон, например, пишет о таких, как использование мошенничества, рэкета, шантажа для того, чтобы стать богатым человеком (общественно одобряемая цель). Свой анализ инновационного способа отклоняющегося поведения он заключает следующей мыслью: «В обществах, подобных нашему (имеются в виду развитые капиталистические страны, в первую очередь США, но сегодня есть все основания относить к ним и Россию. — Г.З.), культурное акцентирование денежного успеха для всех и социальная структура, слишком сильно ограничивающая практическое использование одобряемых средств большинством, вызывают побуждение к инновационной деятельности, отступающей от институциональных норм. Но такая форма приспособления возможна только при несовершенстве социализации индивидов, позволяющей им пренебрегать институциональными средствами, сохраняя при этом устремленность к успеху» 3) Ритуализм.Использ-е тех же ср-в, отказ от целей. «Я стараюсь не высовываться», «Я не ставлю высоких целей, я просто живу». Пример: троечник нет установки на повышение статуса, старые сотрудники ничего не делают и не пытаются изменить, рутинная жизнь в семье. Он характеризуется принятием общественно одобряемых, институциональных средств достижения целей, но отказом от некоторых из самих целей. В частности, это касается безудержного стремления к успеху. Для многих «ритуалистов» характерен афоризм «Высоко взлетишь — больно упадешь», отсюда для них типичны, по мнению Мертона, высказывания «Я стараюсь не высовываться», «Не нашего ума дело», «Я играю осторожно» и т.д. Как отмечает американский социолог, «это тип приспособления индивида, лично стремящегося избежать опасностей и неудач посредством отказа от основных культурных целей и приверженности любому обещающему безопасность рутинному распорядку и институциональным нормам» 4) Ретритизм.Отвержение культурных целей и институцион. ср-в. Не признают ценность успеха, о-во преследует их. Не испытывают ни разочарования, ни успеха. Живут в воем мире. Обязательно есть почва для этого - череда жизненных неудач и т.п. (наркоманы, Назар, двоечники, изгои, творч.люди). Ретритизм как способ адаптации отмечен двумя отказами — и от общественно одобряемых целей, и от подобных же средств их достижения. Это такой способ адаптации и одновременно тип отклоняющегося поведения, который связан с уходом или даже бегством от реальности жизни (термин «ретритизм» происходит от англ. retreat — бегство). Он характерен прежде всего для маргиналов — бродяг, наркоманов, бомжей, душевнобольных, алкоголиков и т.д. Они создают собственную замкнутую субкультуру, которая по своей природе чрезвычайно пассивна и направлена открыто протки общества. Зато последнее, как правило, не приемлет ретритизм в достаточно жесткой и афессинпой форме, требуя от государства непримиримой борьбы с ним. Ретритизм презирают потому, что относящиеся к этому способу адаптации и типу отклоняющегося поведения люди отказываются от стремления к успеху как главной цели жизни и от принятых в обществе институциональных средств ее дос гиже-ния. По существу, ретритизм означает способ самоизоляции от общества, отказа от взаимодействия с ним. Встречается редко. Люди нах-ся в общ-ве, однако не принадлежат ему. Культурные цели, институцион. способы их достижения усвоены, но не приносят успеха. Конфликт решается путем устранения обоих элементов – целей и ср-в. 5) Мятеж.Отказ от целей и средств и предложение новых. Нон-конформисты. «Люди против течения» (работники, бастующие, но если их мало) Он означает отрицание господе твующих в обществе целей и средств и их замену новыми. В сравнении с рет риiизмом, который 'также отвергает принятые в обществе цели и средства, мятеж как способ отклоняющегося поведения характеризуется внутренней и внешней активностью его субьектов, готовностью изменить общество is корне, даже путем социальной революции. Мятеж — это наиболее радикальный способ адаптации, возникающий тогда, когда существующее общество в каких-то важных аспектах своей жизни исчерпало себя — как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения. Вывод: поведение зависит от ситуации. Выбор того или иного типа. Рассмотренная типология отклоняющегося поведения и способов индивидуальной адаптации свидетельствует о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Именно эти пять способов адаптации, охарактеризованные Мертоном, и есть основные пути поиска равновесия между личностью и обществом. Причем важно отметить, что ищет их прежде всего не общество, а индивид. Своим положением в обществе озабочен в первую очередь он сам. Задача современных развитых социальных систем — пойти ему навстречу, облегчить поиск взаимопонимания, своеобразного «консенсуса», создать благоприятные условия деятельности, которые снизили бы до минимальных пределов возможности социальных отклонений в поведении. Мертон не противопоставляет их друг другу, точно так же как не считает девиацию исключительно негативным явлением (что делают многие).
|