Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Сущность римской гражданской общины, ее сходство с греческим полисом и отличие от него.




Читайте также:
  1. Агроценоз (агроэкосистема), его отличие от биогеоценоза. Круговорот веществ в агроценозе и пути повышения его продуктивности.
  2. Административно-правовой статус Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ.
  3. Акционерные общества в туристической сфере, их сущность и виды.
  4. Амфитеатр Флавиев - Колизей - выдающийся памятник римской империи. Конструкция Колизея.
  5. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его сущность и роль в управлении производством.
  6. Антикризисное управление в организации: сущность и необходимость.
  7. Б.Рынок: сущность, функции, структура.
  8. Бандитизм. Состав этого преступления. Понятие банды. Отличие бандитизма от организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем.
  9. Белое движение и третий путь в гражданской войне.
  10. Билет 2 вопрос Понятие, сущность и принципы социальной политики

3 народных собрания одновременно:

Куриатные комиции – вопросы усыновления и религии

Центуриатные комиции – патриции в основном.

Трибутные комиции – только плебеи.

Плюс остался сенат. Который давал рекомендации, обязательные к выполнению. Сенат и народ рима поставновил.

Центуриатные комиции. Избирали 2 консулов. У них помощники – преторы, решают судебные вопросы.

Трибутные комиции избирают народного трибуна.

Полибий написал, что Рим добился мирового господства, так как объединил все 3 лучших формы власти: царская власть - консулы, сенат (аристократическая), 3 вида народных собраний (демократическая). Выбирали всех на 1 год, кроме сената – пожизненно.

Нобилитет – кто постоянно избирается.

Кто участвует во власти – всадники.

Плебс (не плебеи, их больше нет) – демос, простой народ.

Не граждане – италики и рабы.

Римская гражданская община Греческий полис
1. Состояла из свободных граждан.
2. Двуединая форма собственности.
3. Получение общественной собственности путем арендования.
4. Значимая социальная ячейка, в которой пересекались все стороны общественной жизни.
Государство не имело права вмешиваться во внутрисемейные дела и ограничивать произвол главы семьи. Интересы государства выше интересов личности.
Рабы – члены патрицианской семьи. Рабы не получили применения в с/х, задействованы либо в домашнем хозяйстве, либо в ремесле.
Женщины пользовались гораздо большей свободой. Каждый вновь рожденный гражданин имел право на частный надел из общественной собственности.
Неповторимое своеобразие заключения брака. Каждая вновь образованная семья получала земельный надел на уравнительных основаниях. Античный гражданин – это и собственник, и труженик.
Республиканский строй. Свобода – главная ценность.
Во главе патрицианской семьи стоял избираемый пожизненно куриатными комиссиями и сенатом царь. Участвует в создании законопроектов, так как защищает свою собственность и законы.
Особое сословие – клиенты(иноплеменники, вольноотпущенники, незаконнорожденные дети). Возникновение патриотизма: каждый готов был умереть, но сохранить собственность и законы.
Противостояние патрициев и плебеев. Гражданин выступает в 3 лицах: собственник, земледелец, воин и член народного собрания. Главное богатство – общественная собственность.
Плебеи – вне патрицианской общины. Отсутствие равноправия плебеев тормозило развитие производства и ослабляло обороноспособность римской патрицианской общины. Вся социальная жизнь пронизана серией регулярных и религиозных торжеств.
  Военный лагерь.
  Товарно-денежные отношения.
  Великая греческая колонизация.

Из учебника «История Древнего Рима»:



До 8 века до н.э. во всей Италии безраздельно господствовал родовой строй с общественной собственностью на землю. Возникновение этрусских и греческих городов, где сложилось раннеклассовое общество и государство, привело к разложению общинной и появлению зачатков частной собственности на землю.

На территории римской общины земли, принадлежавшие знатным родам, обрабатывались членами этих родов, их клиентами и рабами, как правило, мелкими участками. Кроме патрициев и их клиентов в городах и деревнях жили плебеи, не входившие в состав патрицианских родов. Плебеи обрабатывали небольшие земельные участки от 2 до 7 югеров (1 югер – 0,25 га), принадлежавшие им на правах частного владения. Часть земли была собственностью города-государства; она не обрабатывалась и считалась общей, ее можно было оккупировать, внося в казну небольшую арендную плату. Правом оккупации государственных земель широко пользовались патриции. Плебеи сначала этого права не имели. В течение 6-3 веков они активно боролись за ограничение прав патрициев на оккупацию и за раздел общей земли на мелкие участки с предоставлением их во владение плебеям. В 4-3 веках плебеи частично добились удовлетворения своих требований, что способствовало интенсификации сельского хозяйства в целом. В ходе этой борьбы патрицианское родовое землевладение утрачивало черты древней общинной собственности, дробилось на участки, принадлежавшие уже не всему роду как таковому, а главам отдельных выделившихся из рода семей, владевших землей на правах наследственного владения.



В горных областях Италии общинная земельная собственность сохранила преимущественное значение до 3-2твеков до н.э.

 

Римская гражданская община:

Рим являлся полисом классического типа, или гражданской общиной, состоящей из свободных граждан, особенностью римского республиканского строябыло ведущее положение патриархальной семьи, в которую входили все родственники, клиенты, слуги и рабы. Глава семьи распоряжался всей семейной собственностью, исполнял обязанности жреца домашних богов-«ларов» и обладал неограниченной властью над членами семьи. Это – пережиток древнеарийского прошлого, где основных объектом поклонения являлся огонь, оформившийся у оседлых скотоводов в культ домашнего очага. В Риме отец занимал первое место у очага, только ему разрешалось разжигать и поддерживать огонь.



Государство не имело права вмешиваться во внутрисемейные дела и как-то ограничивать произвол главы семьи. Эти семьи составляли сословие патрициев, которых, по традиции было 300 родов, возводивших свое происхождение от соратников Энея и царей.

Рабы становились членами патрицианской семьи при помощи довольно сложного обряда. Их подводили к семейному очагу, ставили перед восковыми ликами домашних богов-ларов, возливали на головы все очищающую воду, а затем вместе со всей семьей они вкушали хлеб и плоды. Позже рабы обязательно присутствовали на всех семейных молитвах и празднествах. Рабство, таким образом, сохраняло устойчивый патриархальный характер.

Все они объявлялись друзьями патриция. Оно означало скорее определенный социальный институт, состоявший из родственников, земляков, клиентов, вольноотпущенников и домашних рабов, которые постоянно окружали патрона. Без совещания с друзьями не принималось ни одно важное решение в семье. В глазах римлян носителем истины мог быть только коллектив близких, иначе такое решение оставалось невыполненным. Так демонстрировалась верность «народным традициям» Города, единство и с плебсом, и с нобилитетом.

В сфере семейной жизни женщина пользовалась гораздо большей свободой, нежели в Афинах.Римлянка имела большую свободу передвижения, но была обязана постоянно находиться в женской половине дома. Гостей она встречала как матрона-хозяйка. Но и по отношению к ним моральные нормы были более суровыми, чем к мужчинам.

Заключение брака в Риме имело неповторимое своеобразие, отражающее сословное положение жениха и невесты.

Древнейшей формой образования семьи являлось использование, которое осуществлялось путем кражи невесты из дома. Если невеста не покидала дом будущего супруга в течение года не более, чем на три дня, то это означало, что она пошла на этот шаг добровольно.

Традиционной же формой брака, заключавшегося между семьями патрициев, был переход в руки, когда невеста уходила из-под власти отца под руку мужу, но сохраняла в случае развода в родительской семье право на движимое имущество, наследство и возвращение приданого.

После признания законнорожденными гражданами детей патрицианки и плебея появляется третья форма брака – купля, когда за невесту полагался денежный выкуп, который давался ее семье в присутствии претора и пяти свидетелей. Женщина должна была возвратить сумму выкупа мужу в случае развода.

У каждой патрицианской семьи первоначально в частной собственности было только 2 югера (0,5га) земли в качестве приусадебного участка, учитывая ограниченность пространства на Капитолийском холме. Земля находилась в общинном пользовании, из которой каждая семья получала надел пахотной земли на уравнительных началах. Женщина правопреемником мужа не являлась.

Для решения важнейших государственных вопросов патриции собирались по куриям. Каждая курия имела один голос, а решение принималось простым большинством голосов представителей всех курий.

Вторым гражданским учреждением патрицианской общины был совет родовых старейшин, или сенат. Впоследствии сенаторов стал назначать царь. Сначала их было 100, а затем число сенаторов возросло до 300 человек. Сенат утверждал решения куриатных собраний, участвовал в избрании царя и находился при нем в качестве совещательного органа. В период междуцарствия сенаторы поочередно по жребию осуществляли исполнительную властью

Во главе патрицианской общины стоял избираемым пожизненно куриатными комиссиями и сенатом царь, который являлся военачальником, командовал легионом, народным ополчением патрициев, и исполнял функции верховного жреца, или великого понтифика.

Особым сословием римского общества являлись клиенты. Это – и иноплеменники, переселившиеся в Рим, вольноотпущенники и незаконнорожденные дети, то есть рожденные от патрициев и плебейки. Все они не имели гражданских прав и должны были искать себе патрона, который бы им покровительствовал. Клиент через патрона получал часть его надела и должен был выплачивать ему согласованную натуральную, а позже – денежную ренту. Он входил в род патрона, мог участвовать в родовом культе и в куриатных собраниях. За все эти права клиент обязан был служить в военном отряде патрона, сопровождать его в торжественных случаях и голосовать в куриях так, как тот укажет. Состояние клиентелы было добровольным и представляло собой наиболее раннюю форму пожизненного найма в качестве арендаторов общинной земли, ремесленных мастерских и торговых кораблей. Патриции не могли существовать без своих клиентов, что получило законодательное закрепление в законах 12 таблиц.

Становление римского полиса было определено исходом длительного противостояния патрициев и плебеев.

Плебеи принципиально отличались от клиентов, хотя некоторые из них и становились клиентами. Основным отличием было то, что плебеи оставались вне патрицианской общины. Отсутствие гражданского равноправия плебеев тормозило развитие производства и ослабляло обороноспособность римской патрцианской общины, так как плебс не имел права носить оружие и служить в легионе. Но плебеи обогащались быстрее, нежели патрициат и клиентела, и при трех последних этрусских царях начали активную борьбу за свое участие в решении общеримских проблем.

 

Греческий полис:

Из лекции:

Что такое полис? До нас дошло определение полиса, сформулированное античным историком и мыслителем, Фукидидом. Он написал: «Полис – это люди, а не стены». Он привел пример, когда Ксеркс захватил Афины, и афиняне переселились на о. Соломин. А афинский полис продолжал существовать на острове Соломин, хотя город Афины и был занят. То есть полис, и город не совпадают в представлении античных людей. Аристотель прямо написал, «полис – это сообщество людей». И это важно, потому что не каждый полис был городом, например, Спарта никогда не была городом. Наконец самое развернутое определение дал Цицерон , сказав, что более тесной связью следует считать принадлежность людей к одной и той же гражданской общине. То есть полис – это гражданская община, а город – это всего лишь центр проживания граждан этой общины. В таком понимании полиса, определяющим моментом является форма собственности. Самое глубокое определение формы собственности дал Маркс : «собственность – это не количество денег в кармане». Количество денег в кармане – это богатство, а «собственность начинается с того момента, когда в богатство включен способ производства». И поэтому «собственность - это отношения между людьми, которые возникают в процессе производства». Маркс называет античную форму собственности двуединой.

Вся территория каждого полиса была разделена на 2 части. Первая половина – неделимая общественная форма собственности (луга, леса, гавани, общ. постройки, склады, храмы, все богатство, находящееся в недрах). Общ. собственность перевести в частную было невозможно, ее можно было только получить в аренду. И все общественное давали в аренду гражданам и метекам, т.е. свободным негражданам. В результате главным богатством в полисе считалась общественная собственность. Отсюда главная особенность двуединой формы собственности: любой ребенок, чьи родители – граждане полиса, приписывается к дему, наименьшей единице общества, т.е. он становится собственником всех богатств государства. Как только человек становится собственником общ. собственности, он получает статус гражданина. И как гражданин он имеет право на частный надел. Размеры частного надела зависели от количества земли, на которой находился полис. В Афинах - от 4-6, 5 гектара, в Херсонесе – 29 гектаров. Таким образом, каждый имел право получить землю. И отсюда возникала главная особенность античного гражданина - он землевладелец! В эпоху классики основной производитель в основной отрасли экономики – сельском хозяйстве - гражданин. Он был и собственником, и тружеником. Рабы в с/х своего применения и развития не получили, они были задействованы либо в домашнем хоз-ве, либо в ремесле (в частности в рудниках). И только там, где собственник является тружеником, и возможно возникновение гуманистических ценностей. Таким образом, эта система складывала главные черты античного человека: он собственник – землевладелец, он член народного собрания, и в народном собрании он выступает (после реформ Клисфена) основным носителем законодательной инициативы, следовательно, он всегда будет вносить те законопроекты, которые адекватны его форме собственности. И он, создавший свои законы, которые защищают его собственность, которая дает ему возможность жить зажиточно, естественно будет защищать свою собственность и законы. И отсюда возникает греческий патриотизм: каждый грек готов был умереть, но защитить свою собственность и свои законы. Поэтому, как показывает античная история, патриотизм вырастает после того, как гражданин осознает, что гос-во дало ему основу для существования и его задача эти основы защищать. В этом основа античного патриотизма.

 

Двуединая форма собственности эта идеальная модель для поддержания главной ячейки общества – семьи , потому любой афинянин предпочитал погибнуть, но сохранить полис и сохранить таким образом свою семью, потому что он знал, что если он умрет, его жена и дети будут свободны и будут жить зажиточно.

Полис, гражданская община обеспечат им достойные условия существования. Таким образом, для того и существует суд присяжных, для того и существует полис. Гражданский коллектив в каждом полисе – 1500-2000, за исключением Афин, Спарты, где было по 10000. Поэтому каждый о каждом все знал. Таким образом, мы можем сформулировать, что же такое полис. Полис по определению древних – это когда каждый гражданин собственник и труженик. Причем потеряв частный участок как инвалид или продав его, или купив на него корабли и став торговцем, гражданин продолжал оставаться землевладельцем, как землевладелец общественной земли. Статус гражданин и землевладелец пожизненны.

Итак, гражданин выступает в 3 лицах. Зажиточный собственник, земледелец, воин и член народного собрания, а полис в этих условиях выступает как гражданская община, основанная на античной форме собственности. И полис – это сосредоточение жизни всех граждан государства (политической, экономической, культурной и религиозной). Таким образом, сложилась эта уникальная система. Эта система полисного строя развивалась с эпохи гомеровской Греции, где были ойкосы типологически однородные. Оттуда и шло становление тех духовных ценностей, когда впервые гуманистические, духовные ценности стали выше материальных. Основная черта – то, что гражданин всегда интересы государства ставил выше своих. Как пишет Аристотель, основная ценность – то, что каждый получил самую главную черту – свободу. Понятие свободы как главной черты, главной привилегии, главного права гражданина сформулировал Аристотель. Он писал: «Свобода для античного гражданина – это право избирать и быть избранным по очереди». Вторая черта свободы: каждый имеет право устраивать свою частную жизнь так, как считает нужным. Свобода в устройстве своей частной жизни. Это высшая идеальная форма свободы.

К началу 8 столетия Греция была уже 300 лет как заселена тем народом, который называл себя эллинами, объединявшим три его основных племени – дорийцами на юге, этолийцами на севере и ионийцами на востоке. Каждая долина и остров, где можно было существовать с помощью результатов человеческого труда, были заняты маленькими земледельческими общинами. Начался процесс перенаселения.

В этих условиях складывается такой тип государственного строя, который стал господствующим в Греции и Италии на многие века – полис. Это небольшая аграрная община, состоявшая из нескольких тысяч полноправных граждан. Все они были организованы в родоплеменные кружки. Частная, личная и семейная жизнь мужчины каждого полиса отодвигалась на задний план: он знал, что такая жизнь возможна только в том случае, если городская община гарантировала его права. Это был военный лагерь, где каждый знает свое место в строю воинов. Такой строй мог держаться только на соблюдении общественного равновесия. Оно воплощалось в законах полиса, а соблюдение этих юридических норм оказалось засвидетельствованным и разумом, и верой. Разумом – потому что составление этих правил общежития приписывалось лучшим умам прошлого, признанным «мудрецам» - такими как Солон или Ликург, историческим или легендарным. Верой – так как законы эти санкционированы божеством, покровителем полиса. Вся социальная жизнь города-государства была пронизана серией регулярных и религиозных экстраординарных торжеств, и все они являлись обязательными. На этом единстве покоилась сплоченность полиса.

Повсеместное применение железных орудий дало мощный толчок развитию завоеванных дорийцами территорий. Завоеватели сохраняли военный уклад, но дорийские базилевсы в мирное время слагали с себя полномочия военных вождей и передавали их народным собраниям. Укрепленные крепости-акрополи постепенно обрастали поселениями простых воинов, которые в мирное время начали заниматься земледелием, ремеслами и скотоводством в качестве свободных общинников.Родовая аристократия, наделенная за службу земельными участками, использовала труд покоренных народов и обогащалась быстрее, нежели демос. Росла имущественная дифференциация между этими двумя свободными сословиями. Но сохранившийся принцип народовластия, или представительной демократии, уравнивал всех дорийцев на территории полиса в гражданских правах и позволял все проблемы решать голосованием на народных собраниях.

Представители ахейско-пеласгического населения, как иноплеменники, никаких юридических прав не имели. В некоторых городских сообществах они носили имя метэки, в Афинах – рабы, в Спарте – илоты, а на Кикладах – человеконогое. Сословия в древнегреческих полисах возникают как отражение вначале этнических различий, а позже – разделения общественного труда.

В тех полисах, где преобладали ремесло и торговля, а земельных владений было сравнительно немного из-за географических условий, демос после короткого периода тирании устанавливал демократию свободных коренных жителей данного полиса. Там же, где преобладало земледелие, после тирании возникала олигархия, или власть немногих, основанная на их богатстве и политическом могуществе. В состав олигархии входили как наиболее зажиточные представители демоса, так и представители аристократии, связавшие свои интересы с торгово-ремесленными кругами.

Историческое поражение родовой аристократии привело к разложению родоплеменного административного деления полиса.

Уже в 6 веке до н.э. товарно-денежные отношения в полисах, за исключением Спарты, достигли такого уровня, что громоздкий серебряный талант, весивший 26,196 кг, принятый как общегреческая условная единица межгосударственных расчетов, в торговле был вытеснен лидийской монетой из электрума и серебра, по образцу которой стали чеканиться и местные деньги. Однако развитие демократии сопровождалось и массовыми репрессиями в отношении инакомыслящих, в первую очередь аристократов. При помощи голосования на народном собрании их изгоняли из родных городов, и они садились с имуществом на корабли и отплывали за пределы дорических полисов. Изгоями оказывались наиболее образованные, предприимчивые и энергичные люди, от которых полис избавлялся во многом из-за социальной зависти. В удобных гаванях на берегах Средиземного и Черного морей изгнанники создавали аграрно-ремесленные колонии, главой которой избирался Основатель, обладавший всеми полномочиями тирана. В укрепления военного влияния в стратегических пунктах строили клерухии, граждане которых на правах условного пользования землей должны были выступать в качестве вооруженной силы в случае конфликта между полисами. В условиях иноплеменного окружения все сословные и этнические предрассудки отступали на задний план. Это обстоятельство способствовало быстрому социально-экономическому развитию апойкий, которые по своему богатству превосходили метрополии. Вслед за изгнанниками двинулись добровольные переселенцы. Началась Великая греческая колонизация.

Полис представлял собой гражданскую общину, в основе которой лежали две тесно переплетенные формы собственности – общественной (государственной) и частной. Верховным правом на основное богатство – землю – обладал только коллектив свободных граждан. Особенностью полисной структуры было совпадение политической и военной организации общества, причем последняя в условиях иноплеменного окружения превалировала над первой.

Принципом экономики любого древнегреческого полиса, за исключением Афин, была автаркия, самообеспечение граждан необходимыми продуктами и товарами; продавались за пределами только излишки. С развитием производства и орудий труда, количество рабов в ней неуклонно уменьшалось, товарность сельскохозяйственного и ремесленного производства росла.

 


Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 158; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.019 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты