КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Региональные традиции певческих стилей.В русском песенном фольклоре 7 основных стилевых географических зон: северорусская (Новгор, Арханг, Санкт-Петерб и Волог губ., Коми, Карелии, Кольского п-ова) – преобладание песенных эпических жанров в сольной сказительной форме – былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. Эпическое начало проявляется во многих жанрах северного фольклора. Связана с эпосом манера северн плачей и причит. Хороводные песни, сопровожд медлен хороводы, имеют хар-р степенного музыкальн повествов-я (роднит их с эпосом). Песни сопровожд гусли и пастушеские трубы, гармоники (тальянки, 3хрядки). Музык стилистика связ с эпической напевностью. В основе былин сказания - распевание тоническ (акцентного) стиха (в основе ритма 2 или 3 пост ударения) – в местных лирических песнях, в свадебных и хороводных песнях, причитаниях. В песенной хоровой фактуре – усложненная гетерофония с «пучкообразным» расслоением голосов между мелодическими «узлами». 2-регистровое звучание вокальных ансамблей, в которых актавное удвоение основной мелодии проходит в верхнем либо в среднем голосе, звучание голосов собранное и мягкое; южнорусская -опора на хореогр плясового хара-ра с приуроченностью хороводов к различным периодам и датам крестьянского календаря. Плясовые «карагоды» и «танки». Песни с движением, имеют характерный припев со словами «лели», «лели» (местное название «лелюшки») – преобладают в свадебном репертуаре. Медленн, чинных ритуальных песен немного –лишь в самые драматич моменты обряда бракосочетания. Местные лирические песни чаще от лица мужчин или передают переживания мужчин. Из инструментов - кугиклы, 2ная жалейка, дудки. Напевы местных обрядов песен в тесной ритмич и структурной взаимосвязи с мерно-цезурированным стихом (значит варьиров количества слогов в стиховых периодах - дробления или укрупнения единиц музыкально-слогового ритма). Ритмика песен импульсивна (широкое использование дробных рисунков и синкоп). Развитое многоголос. 3голосная основа партитуры, голоса в тесном располож – женский состав - в низком и среднем регистре, мужчины -в высоком. Исполнение отлич резкость, звонк, насыщен открытой вокальной манеры. Напев украшают особыми короткими призвуками («иканьями») флажолетного тембра в высоком регистре. Экспрессия, открыт эмоциональнальность, непосредствен в чувствах песен; среднерусская – (Москва, Владимир, НижНовг, Яросл, Тверь) –жанр лирической (протяжной) песни. В произведениях других жанров – песенных и инструмент – ощущается явное тяготение к лирике. В песенном цикле среднерус свадебного обряда песни лирические составляют большой % (ведущая драматургическая роль. В свадеб обряде есть и величавые песни с плясом. Среди хороводных –плавные, неторопливые. В хороводе танцоры – солисты своими движениями как бы зрительно подкрепляют содержание песни (их выразительные движ-ми - «рассуждениями»). Кадрильные песни и частушки звучат спокойно, лирично. Вокальная манера приближается к академической, сохраняя некоторые хар-ные нар черты (способ произнесен слова – близко к разговорн). Песни звучат в среднем и высоком регистрах; западнорусская – (Брянск, Смоленск обл) Развитая сеть календарных обрядов, сопровождающихся пением. Особыми песнями и хороводами сопровождается и обряд 1го выгона скота («Егорьевские песни»). Есть песни прополочные. Обычай украшать свадебный традиционный каравай елкой или веткой сосны, получивший отражение в текстах некоторых свадебных песен. Сопровожд игрой на муз инструм (скрипка, сдвоенная дудка, флейта Пана, колесная лира). Музыкально-стилевой строй: силлабический строго цензурированный стих; гетерофония в многоголосии (либо использование бурдона); равномерный музыкально-слоговый ритм с минимальными распевами слогов; четко расчлененные простые структуры; попевочные мелодические образования. В песнях: звонкая прямая подача звука в среднем регистре; завершение строф длительным, тщательно выстроенным унисоном; выкрики – возгласы в середине и в конце музыкальных фраз; средневолжская– (Ульяновск, Самарск, Саратовс, Пензенс) –роль в местном фольклоре медленные хороводы («круги»), они приурочены к определенным датам крестьянс календаря. На свадьбе – песни лирич содерж в умеренном темпе. Важная драматургическая роль плачей невесты. Как и на юге – местные величавые песни с развитой многоголосной фактурой с преобладанием гармонических средств, но – широкое расположение голосов с использованием мягкого среднего и легкого головного регистров (пение тонкими голосами), достижение прозрачности, воздушности хоровой звучности. Высокий верхний подголосок чаще дублируеся в октаву один из нижних голосов, временами приобретая относительную самостоят-ть. Часты мужские песни вольницы и воинская лирика. Типичный инструмент – саратовская гармоника (со скрипкой, балалайкой, тростниковыми дудками). Уральская- (Пермь, Екатеринб, Челяб) –традиции Севера+Поволж+ Сибири (особен местн истор). Песенные особен проявляются в характерном произнесении слов в процессе пения (со смягчением шипящих согласных). Сложность и прихотливость метрических свадебных песен – причудливое чередование 2-дольных, 3-дольных 5-дольных фигур; сибирская–несколько обособленных и самобытных традиций: фольклор старожилов; песенная культ староверов – «семейских», «поляков». Традиц старожилов - определяющая в местном фолькл –собранность, строгость, даже суровость. Песни в предельно низком регистре, в медленном или достат умеренном темпе. Параллелизм терций при ведущей роли нижнего голоса; опора на обиходный звукоряд. Песенные строфы отделены одна от другой. Внутри строф типичны цезуры-паузы, членящие музыкальную мысль. На свадьбе – строгие, степеннее песни лирического или эпического содержания. Важная роль – протяжной «проголосной» Песни.
|