Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Эпическая традиция народных сказителей. Русский эпос: песни, сказания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев




Русский эпос: песни, сказания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создавались устным путем, исполнялись и запоминались на слух, передавались из поколения в поколение.

Былины (самый древний вид устного эпоса) – песни большого объема, имеют особый стихотворный размер (2-3ударный тонический стих, кол-во слогов варьируется незначительно, но число ударений в каждой строке одинаково). Персонажи непохожи на реальных людей, происходят необычн события, много вещей, обладающих чудодействен свойствами.

В былине сконцентрирован, поэтически и философски осмыслен, богатый исторический опыт народа (борьбы с завоеват-ми; становления госуд., семейных отнош; социальной борьбы народа с угнетателями; общественные идеалы). Нравств ценности, истор идеал человеческого поведения и образа мысли, идеальный тип русского былинного героя (личное достоинство, гуманизме, любовь к родине, свободолюбие, соц активность и бесстрашие)

Веками существ только в устной традиции, потому вариативны и многослой, в них приметы разных эпох, соединены языческие и христианские элементы.

Худож. приемы: гипербола (один - войску, выдергивает дуб с кореньями); метафора; сравнения и психологический параллелизм (события жизни людей с природными явлениями); устойчивые эпитеты. Композиция: запев (не связан с сюжетом); зачин – начало рассказа, экспозиция; завязка действия (стремительно); кульминация и развязка (повержен враг).

2 цикла: киевский–героич песни о подвигах богатырей, защищищ Рус землю от врагов; новгородский–о мирной жизни, быте, торговле, приключ купцов.

В.Я. Пропп - песенные жанры: героические- столкновение, героическая схватка богатыря с врагом (Змей, Соловей-разбойник, Тугарин, Идолище), освобождает Киев, очищает Рус. землю от насильника (о Добрыне-змееборце, Алеше Поповиче и Тугарине), социальная борьба (с князем за свое попранное достоинство-о Сухмане; сказочные–образы и ситуации волшебной сказки (о Садко -волшебное средство – рыбка с золот перьями); новеллистические – бытовой эпизод встречи, спора, сватовства или иного происшествия ( Песня о Микуле и Вольге – крестьянин-труженник, землепашец противопоставлен князю-феодалу).

Баллада – лироэпические песни о трагическом событии. Свойственна семейно бытовая тематика (трагические истории любовных и семейных отношений (песня о Даниле Ловчанине). В центре – нравственные проблемы. Исполняли сольно и хором, речитатичом и нараспев (без припева).

Духовные стихи (ответвление церковных песнопений; постоянно испытывая воздействие различных «языческих» песенных жанров русского фольклора)- эпические пр-я религиозного характера или народные произведения на религиозные темы. Разрешается их петь во время постных дней и во время постов (кроме Великого). Репертуары стихов в разных регионах различны. На юге (Бесарабия) старообрядцы белокринского согласия делят стихи на постовые (существуют в устной традиции местного населения и связаны с календарем) и монастырские (пелись иноками в старообрядческих монастырях и мели письменную традицию). Функция – посредник между книжной христианкой и устной народной культурой. Источник содержания – сюжет Ветхого и Нового завета (в толковании христианских писателей). На духовный стих большое воздействие оказали иконы и фрески (стихи о Страшном суде).

Создателями и исполн. духовных стихов в Др. Руси были калики (калики перехожие), паломники по святым местам и монастырям. - бродячими певцами с серьезным «божественным» репертуаром. Новое развитие творчества в области духовных стихов получило со времени церковного раскола в 50-70 г. 17 в. В старообрядческой среде духовный стих пережил свое второе рождение.

Исторические песни.Жанр лирико-эпических песен, посвященных конкретным историческим событиям и лицам 14-нач.19в. Идея единства Рус.земли, борьба, с отражением определенного события, конкретный исторический факт (точны): «Взятие Казани», «Взятие Астрахани», «Женитьба Ивана Грозного», «Набег крымского хана», «Взятие Сибири Ермаком»; цикл о Сеньке Разине. Характерно: стилевое единство с эпическими жанрами; сольная традиция исполнения; политекстовость напевов (на Севере) и: нет политекстовых напевов в традиции их исполнения; нет сольной традиции их пения-коллективом; внутрислоговая мелодика и развитое многоголосие (на Юге).

Сказители. Интерес после публ в 1818г. эпического сборника 18в. «Древние российские стихотворения, собр. Киршею Даниловым». В сер19в. П.Н. Рыбников открыл бытование и живого исполнительства былин на русском Севере. А.Ф. Гильфердинг сделал наблюдение над соотношением традиций и личного почина в пении онежских певцов. Сказителем былин мог быть не каждый, нужно умение слагать сюжеты, повествовать особым языком и в особой манере, необходимы и актерские навыки (преподнесение интонации во избежание монотонности). Существовали династии сказителей: Рябининых – отец, сын, пасынок (Север); Сорокиных, Евтихиевых. Аграфена Матв. Крюкова, передала дочери. Традиция исполнения исключительно сольная, передающаяся чаще по мужской линии, каждая семья исполняла на свой напев (1-2). Рябинины: напев с нисходящей мелодической интонацией с трехударным поэтическим текстом (тонический). Сказители исполняли былины в свободное время и за работой. Три или 2 напева, все пение на трех нотах, но вибрация голоса помогала разнообразить напевы (то ускорение пения в тон содержанию). Чем искуснее певец, тем больше он умеет разнообразить один напев – импровизация на один лад.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты