КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора.Народные игры с др. времен - одна из важнейших форм развития НХК, в игров сит-ях развивались песенное творчество, танцы, элементы нар театр. У игры глубокий соц смысл, сопровожд чел-ка на протяж всей его жизни (в различн сит-ях человек играет различн. роли. Ролевое начало - признак игры. Рассматривалась как развлеч, забава; связана с отправлен религиозн обрядов; канал для освобожд. от избытка жизнен энергии, снятия эмоц, физич напряж-я; репродукция труда (имитирующ деятельн: охоту, землед, скотовод и др.). Культура без игры немыслима, игра на ранних стадиях человечества не только искусство, не только особая форма самовыраж, но во многом это и сама жизнь в ее повседневн, бытовом проявлении, обязательная функция человеч жизни, представляющей собой вид непродуктивной деят-ти. Функции игры: - коммуникативная – влияние на всех присутствующих (общение между играющими; кто играет и наблюдает). Каждый участник использует свой деятельный потенциал. Наилучшая форма взаимод-я людей друг с другом; - компенсаторная – восстановление энергии, жизненного равновесия за счет смены деятельности. Выявление собственных способностей, выносливости, самооценки, способствует физическому развитию (подвижные); - педагогическая – «школа жизни» (подготовка к настоящей жизни); - прогнозирующая и моделирующая – эксперимент с самим собой, моделир возможных вариантов своего повед, осуществл связи с нереальным. Диапазон видов русских народных игр широк: от хороводной или свадебной игры («играть песню», «играть свадьбу»), до воспроизвед детьми или молодежью, взрослыми, бытовых сцен (охоты, войны, сельхоз работ). В языч Руси были - различные игрища, имевшие культовый, магический хар-р (игрище «Ярило» с веселыми гуляньями, песнями, плясками, музыкой, хороводами, играми, кулачными боями). На время игры человек становился своего рода «заменителем» изображаемого им персонажа, от имени которого он действовал в определенной обстановке. Существует множество классификаций игр: Каптерева П.О.: - без орудий (движ-я руками, ногами, головой, туловищем – прыганье, беганье, скакание, танцы); - с помощью орудий (бросание в цель, стучание по столу разными предметами); Гомм А.: - драматические (в жмурки); - построенные на ловкости и удаче (метание в цель веревки и камня); Терещенко А.В.: - детские («Сорока», «Лошадка», «Серый волк», «Волк и гуси»); - девические («Мак», «Тарелки», «Скачки на доске», «Жмурки» и т.п.); - мужские («Мяч», «Пыж», «Городки», «Кулачный бой»); - игры обоего пола; Всевологодского-Гроссе В.Н.: - драматические– (худож образ и драматич действие – диалог и движение) воспроизв производств, бытовые эпизоды, закладыв основание нар драмы. Производственные: - охотничьи (процесс охоты, напад зверя на человека, дик животн друг на др); - скотоводческие - сюжет связан с пастьбой, кормлением животных, уходом, лечением, хищением, куплей-продажей (в «гуси-лебеди»- пизоды пастьбы), - земледельческие –с процессом земледельческих работ, циклом огородных культур (мак, капуста, хрен, редька). Игры-песни («А мы просо сеяли» или «Мак» - играющие в круг, поют песню: Маки, маки. Маковочки. Золотистые головочки, Станьте вы в ряд, как зеленый мак. Затем обращаются к стоящему в кругу «старику»: - Старик! –А!– Поспел мак?– Только с печи слезаю. Песня повторяется и опять вопросы к «старику» и его ответы: «Соху направляю»; «Посеял»; «Всходит» и наконец, когда «старик» скажет «мак поспел», все его хватают и подбрасывают вверх –тряска мака); Бытовые: - общественные –игры в войну (сюжет на определ историч военные события); - семейные: девичьи, любовные, женитьбу и семью (отличительная черта – хороводность, наличие песенного сопровождения); - спортивные – тренировка тех или иных физических или умственных способностей («Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната»); - орнаментальные – словесный материал песни не имеет никакого отношения к игровым действиям, но определяет основной рисунок передвижения. Песни поются разнообразно, но все сводятся к приглашению в хоровод: «пожалуйте в хоровод», «Приди ко мне в огород, в девичий хоровод». Игра отвечает празднику и торжеству, создает неповторимую атмосферу веселья и радости, возвышенного мироощущения, например в зимние святки «от Рождества до Крещения». Они выделялись духовным подъемом, весельем («Жмурки». «Сижу-посижу», «Уж я золото хороню», «Пряхи»), примечательная черта – колядование, хождение ряженых. «Масленица» отличалась размахом катания: на лошадях из отдельных упряжек до «поезда из нескольких саней», катание с ледяных горок на салазках, шкурах, соломенных корзинах, взятие снежного города – включало игры, элементы спектакля и спортивного состязания («Царь горы», «Столбики», «Шапка горит»). Для 5десятницы хар-н хороводно-игровой комплекс: «Мак растить», «Садить хрен», «Просо сеять», «Ворота». на святочных посиделках бытовал набор святочных игр: «Кострома», «Столб», игра «в короли», многие игры сопровождались песней, связанных по содержанию с игрой. Во всех играх включающих поцелуи, парень с девушкой кланялись друг другу в ноги перед поцелуем (иногда обращение по имени и отчеству к партнеру). 14. Малые жанры устного нар творчества. Сказки и несказочная проза. Пр-я устного нар. тв-ва – сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие другие его виды –сокровища культуры. Особенности уст. НТ - возникло как бесписьменная форма народной культуры, передавалось «из уст в уста; вариативность (один и тот же сказитель, при повторении одного и того же текста добавлял что-то свое); коллективность (каждый исполнитель наделялся правами творца). Малые жанры устного народного творчества: - пословица – коротенькая притча: «голая речь не пословица». Краткое, меткое, глубокое по смыслу народное изреченье, суждение о жизненных явлениях, выраженное в худож форме. Состоит из 2х частей: из иносказания (обиняка), картины общего суждения и из толкования, поучения. («Торопись на доброе дело, а худое само придет». «От радости кудри вьются, в печали секутся». «День меркнет ночью, а человек – печалью». «И нашим и вашим за копейку спляшем», «Воду в ступе толочь – вода и будет»); - поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание; обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения; первая половина пословицы. Заменяет прямую речь окольною, не договаривает, но весьма ясно намекает («И нашим и вашим», «Воду в ступе толочь»); - приговорка, пустоговорка – изречение, иногда одно слово, часто повт-е, приговариваемое без большого толка и значения, а по местной, привычке; В послов-х и поговор нашли воплощения все стороны трудов деят и взаимоотнош людей (любовь и дружба, вражда и ненависть); отношение к науке, знаниям, природе (нравств и моральн качества); любовь к Родине (Своя земля и в горсти мила); героизм и храбрость (Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит); отношение к труду (Без дела жить – только небо коптить); отношение к справедливости (Все минется, одна правда останется.// Правда сама себя очистит). 2 формы пословиц: иносказание (Яблочко от яблони недалеко падает) и прямое высказывание (Хоть есть нечего, да жить весело). Образность пословиц достигается за счет метафор (В кармане соловьи свищут); сравнения (Чужая душа – что темный лес). - скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором, чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Служит для развития речи, устранения его дефектов (народная логопедия); - загадка – развивает сообразительность, смекалку, образное мышл – через метафорическое описание предмета. Это поэтическое замысловатое описание предмета или явления с целью испытать сообразительность и привить поэтический взгляд на действительность. Состоит из 2х частей (вопроса и ответа), связанных между собой (в вопросе зашифрована отгадка с помощью метафоры или иносказания). Корны в древности – враждебную силу нужно было перехитрить, она была и зашифрованным языком охотников); Постигая малые жанры устного народного творчества, человек узнавал о мире не только серьезную, но и веселую правду, учился думать, радоваться и шутить. Народная педагогика – это живое и яркое наставление. Сказка– «вымышленный рассказ, небывалая, несбыточная повесть, сказание» (Даль); в народе – байка, присказка, побасенка, небылица. Рассказчики - «баяны», «баюны». В ней одушевляются силы природы; животные и растения наделяются человеч. свойствами. Есть фантастич-й элемент - несбыточность. Действует элемент повтора; часто встречается один и тот же общеизвестный зачин и исход; действуют в разных сказках одни и те же персонажи, возникают одинаковые ситуации (похищение царевны, сражение с чудовищем, разгадывание загадок), внутри текста повторяются (обычно трижды), слова и поступки героев. Образы (яркие и запоминающиеся) однозначны: богатырь - непобедим; царевна – краше всех на свет; злодей - уродлив. Мотивы поступков просты: герои не ведают сомнений, решительно идут к цели и побеждают. Своего рода упрощенная модель мира. Сказка – поучительна. Воспитательные возможности сказки велики (учит оптимизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен). Собиратели народных сказок: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, И.А. Худяков, Д.Н. Садовников, Н.Е. Ончуков, Д.К. Зеленин, А.Н. Афанасьев («Народные русские сказки» в 8ми томах в 1855-1863 г.). Помимо лично собранных в Воронежской губ. (более десятка), включил извлеченные из архива Русского географического общества, а так же записи сказок В.И. Даля, систематизировав все это множество и издал (это самый большой сборник сказок – более 600). Народные сказки можно подразделить на: сказки о животных (самые древние); волшебные; бытовые; анекдотические. Несказочная проза – ее произв. Приурочены к реальному времени, реальной местности, реальным лицам: - предания – рассказ о прошлом, иногда очень отдаленном – устная летопись. Характерны ссылки на старых людей, предков; события вокруг исторических деятелей (в идеальном свете) – на основе исторического факта (война с иноземн захватчиками, венчание на царство), но с художественным вымыслом, собственной интерпретацией истории; - легенды – прозаич произведения, в которых фантастически осмыслены события, связанные с явлениями живой и неживой природы, людьми, со сверхъест существами (боги, духи, святые); - демонологические рассказы (былички, бывальщины), – суеверные повествования, о персонажах низшей мифологии (леших, домовых, чертях, полуверицах, колдунах). Сюжет строится на стремлении существа причинить вред.
|