КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.Праздничн площ – явл-е, сформировавш на стыке 2х культур – аграрной и индустриальн. Это породило пестроту зрелищн форм, ставшую специфич праздником городской площади во время народн гуляния по календ празд-м. В рус город 19в. в году - много гуляний, приуроч к сезон празд-м, ярмаркам. В Москве, до 30 в год. Главные в праздн площ - горы, и катания на лошадях. К древн зимним увеселен-м в городах прибавились балаганы, представл-я в них шли на протяжении всей масленицы. Весенние городские праздники нач за нед до Пасхи, в субботу, канун вербного воскресенья. Вербный базар и гулянье в Москве: вдоль кремл стены- полотняные палатки и лари (детские игрушки, искусств цветы, лубоч картинки, старые книги, браков посуду). Греки - рахат-лукум, франц -вафли. В Петербурге ярмарка перед Гостиным двором. Гулянье народа и бойкая торговля пучками верб, украшенными бумажными цветами и херувимами из воска, игрушками и лакомствами. Веселья не было (шел пост), массовый выход на простор улиц, шум и толкотня– как репет перед гуляньем на пасху. Через нед - качели, карусели, представления в балаганах. Качели – 1 из самых люб развлеч рус народа, еще с древнейш времен, в 18-19в. 2 типа: 2 вкопан в землю столба, к которым привяз-сь доска; на 2-х столбах была прикреплена вращающ ось, от кот с краев по радиусам шли балки, на концах двух паралл балок была подвешена кабина, в которую помещались желающие покататься (ось-во вращение и кабинки с земли поднимались высоко над толпой). Качели притяг торговцев, лицедеев, дрессировщ, увеселителей и забавников. Широкий размах гулянья в семик и троицу, за городом, «на природе». В Казани троицу отмечали «в Публичной роще, где выстраивались качели, коньки (вид карусели), балаганы и куда стекались торговцы сластями, фруктами, мороженым и т.д.». Гуляньями сопровождались все ярмарки, чем богаче ярмарка, тем более широкого размаха гулянье. Балаганы, театры, карусели, раешные панорамы, медведчики с учеными медведями, кукольные комедии, цирки и прочие увеселения, действовали с первого до последнего дня ярмарок, длившихся месяц и больше. Карусели украшались, а позже иллюминировались. Они имели специальную площадку для выступления зазывал. Особо популярны были «самокаты» - двухэтажные крытые карусели с наружной и внутренней галереями, в них соединение действа-катания с театрализованным зрелищем достигло наибольшей полноты. Карусельное катание сопровождалось выступлениями на галереях актеров самого разного плана. В Нижнем Новгороде популярность самокатной карусели стала настолько велика, что площадь для ярмарочных увеселений называли Самокатной. Балаганы, карусели, качели, горы составляли основу гуляний. Вниманием публики пользовалась также и разнообразная реклама: - устная – громкие зазывы торговцев и ремесленников, в будни и в праздники 18-19 вв. в 2-х разновидностях: в форме выкриков («Картофель, картофель, картофель!». «Владимирская, крупная, отборная, самая холодная клюква!») и в форме прибауток, развернутых приговоров, отличавшихся большим размером, сложным строением, существовавших в форме раешного стиха, с различными художественными приемами (Оладьи, оладушки, Для деда и бабушки. Для малых ребяток На гривну десяток. Вот оладьи…); - живописная – всевозможные вывески и афиши. Подготовка населения к предстоящему празднику начиналась задолго до ярмарки, главную роль - широковещательные афиши, расклеивавшиеся, развешивавшиеся по всему городу. Сообщалось о приезде талантливых артистов, об ангажировании известных гимнастов, турнистов, клоунов, комиков, шутов, жонглеров, виртуозов, геркулесов, рассказчиков, куплетистов, гармонистов, балалаечников, танцовщиц, мимиков и др., обещались удивительные представления. Во время праздника программки раздавались в толпе специально нанятыми людьми, самими актерами или разбрасывались с балконов. Вывески и афиши близки лубку как по цвету и композиции, так и по способу подачи материала, по отношению к изображаемому, по ориентации на посетителя из народа с его фольклорным восприятием зрелищных форм ярмарки, гулянья. Цвет, рисунок и подпись – три компонента, с помощью которых зримая реклама выполняла на ярмарочной площади свою основную обязанность – раскрыть содержание объекта и заинтересовать потребителя. Разрисовка балаганов продолжала то, что было достигнуто лубком 17-18 вв. Лубочные картинки отличались монументальностью рисунка, декоративностью, пренебрежением к деталям и минимальным включением текста. Все это перешло в настенную роспись ярмарочных строений и вывесок, для которых характерно отсутствие печатного текста, четкая прорисовка контура главной фигуры, уравновешенная композиция, яркие и сочные краски. Афиши, программки, объявления с их многофигурностью, сложной композицией, обильным вкраплением текста продолжали традицию камерного лубка 19 в., предназначавшегося для внимательного рассмотрения дома; - театрализованная – выступления балаганных, качельных, карусельных «дедов», а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, на специальных подмостках качелей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Театрализованная реклама (в отличии от устной и живописной) существовала только на ярмарке, на гулянье. Гулянье на праздничной площади представляло хаос не только со стороны содержания, исполнения, но и со стороны звукового и внешнего оформления. Разноцветные яркие наряды гуляющих, броские костюма артистов, кричащие вывески балаганов, качелей, лавок, трактиров, переливающиеся всеми цветами радуги изделиями кустарных промыслов. Истоки культ зодч-ва в языческих веров и традиц славян – 1е следы арх-ры, языческие святилища. Следы почит славянами своих древн бож обнаружены на всей тер славянского мира (от Одера до Оки) – курганные некрополи, обширные «поля погребений», разнообразные святилища, древние городища. Исследования древнеслав-х святилищ опир-ся на особен-ти славянск языч. Признаки культов пам-в слав: особая круглая форма капищ, распростран их в труднодоступн территориях (верш гор, острова, болота, леса); отсутствие культурного слоя; долговременное использование ритуальных костров. Типы языческих святилищ (из известных на сегодня): 1. кругл площадки – капища, с идолом в центре, ограничен рвом или ямой; 2. малые городища – святилища, кругл площадк, огорож рвом и невыс вал; 3. храмы – деревянные постройки, внутри которых находились идолы; 4. городища – убежища, на которых располагались святилища; 5. больш культ центры, со всеми тип святилищ и почит отд природ объект. Истоки дерев культ зодч в Рос: византийс традиции храмов строит-ва; архитект-строит приемы, возведения крестьянск жилища, крепостей и хором; отгол языческ культов сооруж; традиц представл и ценностные ориентиры народа, уходящие корнями в дохрист. времена. Классификация культовых построек: по назнач–часовни; церкви; отдельно стоящ колокольни; по общему объемному решению – клетские, ярусные; Часовни –не имели алтаря (не совершалась литургия); распр были на Севере. Виды: - часовня-амбар – маленьк срубик на столбе, предназ для хран культов предм; - часовня-навес – сооружалась над предметами религиозного поклонения; - часовня-храм - сруб с двухскатной крышей, главкой, иногда с небольшой звонницей на крыше или с приставленной колоколенкой; - часовня-гробница – заупокойный храм. Церкви: - клетские (повсеместно). Сруб (клеть) с 2скатной крышей и главкой на ней; иногда пристраивалась колокольня (в Карелии крыши - невысокими, в Костромск., Волог, Владимрск – высокие, заостренные, клиновидные крыши, с широкими галереями-гульбищами, окруж-х церковь); - ярусные (в средней полосе Рос) – пирамидка из нескольких срубов, поставленных друг на друга (8рик на 4рике); - шатровые –покрытие шатер (на Сев; в Заонежье «8рик на 4рике с повалами» - бревенчатыми карнизами вверху срубов; в Арханг, Новг, Волог – «8рик до основания» и шатер над крестообразной в плане постройкой; в Мезенск и Пенежск крае – «шатер на крещатых бочках» - 2скатные крыши «бочкой» образовыв крест; на Сев-Зап Арханг и Вост Карелии – многошатров храмы с неск-ми шатровыми главами – 3-5 шатров); - многоглавые – 5, 9 и более главок на одном объеме (венчали крышу одного сруба); а также на основе ярусной конструкции; - кубоватые – основное здание имело покрытие «кубом», форма куба была более всего приближена к куполу (17-18 вв.); К церквям пристраивались трапезные – помещ для празднич трапезы. Художественно-образная система храма. Нар мастера мыслили едиными ансамблев категориями. Ансамбль храма и дома роднит глубинная мечта о светлом идеальном мире. Стремл возвысить Божий дом над земным, приукрасить его вело к освоению новых архитект приемов, форм, как заложен в народном жилище, так и из каменного зодч-ва. Образ храма –образ мира с его 3ичной структурой, и небо на земле, и тело Христ, и дом Божий. Устр-во храма восх в ветхоз трад (через византийское зодчество): алтарь, средняя часть и притвор (храм ориентирован на восток!). Крестово-купольн сист храма - в плане крест. Часто храм был похож в плане на корабль (символ Ноев ковчег). Центр сист в виде круга (в дерев храме – «8рика») - вечность церкви Христовой. Центричная и крестово-купольная система - в ДрРуси. В дерев церкви все объемы по горизонт усиливаются к центру, а по верт – убывающ массами стремятся вверх и слив-ся в кресте. Внутрен объем деревян церквей был намного меньше внешнего (шатровых и ярусных). Внутри дерев храма свод дерев купола – «небо» - центр композ. 8мерик сам по себе символизир церковь (8угольник – звезда, путеводная). 2 главы церкви символ 2 природы Христа, 3 – Святую Троицу, 5 – Иисуса Христа и 4-х Евангелистов, 7 – 7 Вселенских Соборов, 9 – 9 чинов ангельских, 13 – Иисуса Христа и 12 Апостолов. Худож-образн реш храма - иконы, росписи свода, церковн утварь. Резьба украшала, в осн, иконостас. В резн столбах трапезной - солярная символика. Внешн декор –сдержан. Главную образн нагрузка - конструкция и объем. Храм Софии в Киеве (11 в.). По велен Яросл Мудр на месте сраж рус войска с печенег (победа над враг в 1036г). Больш 5нефный храм с 3 стор окруж 2мя галереями, с 2мя башнями по углам западн стороны (с винтов лестниц на 2й ярус внутри них). Храм украси 12 разновелик купола, образовав пирамидальн композ-ю, вокруг центральн – 13-го. Выста храма ок 30 м. Внутр убр: высокие своды, просторн хоры и галереи, мозаики и фрески (сплошь покрывав храм изнутри). Хранились государств докум, имелась древн на Руси библиот, мастерская рукописн книг. При нем 1 из 1ых на Руси школ. Храм Софии в Новгороде (11 в.). Залож в сер. 11в. сыном Яросл, новгорм кн Владимир, на тер-и древнего детинца (крепости). Была 5-главная. Главы покрыты шлемовидн куполами на мощных барабанах, 6я глава поставлена над лестничной башней, ведущ на 2й ярус галереи, окруж-й храм с 4х стор. Снаружи нет украшений, строг, монументален. Стена имела впад и выступы. Позже новгородцы стали белить свои постр, но своеобр стр-ра стены сохр-сь.
|