КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Народное танцевальное творчество. Танец – яркое, красочное творение народа, эмоциональное художественное специфическое отображение его многовековой жизни.Танец – яркое, красочное творение народа, эмоциональное художественное специфическое отображение его многовековой жизни. В каждой области, местности складывались свои традиции, свои особенности, своя манера исполнения, свои самобытные танцы. Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь. В каждом городе или деревне в излюбленных местах, в дни праздников или гуляний собирался народ, водили хороводы, играли в различные игры. Огромное фольклорное танцевальное богатство. Развиваясь, нар. танец приобрел устойчивые признаки – форму и стиль исполнения, свои традиции, песенное и музыкальное сопровождение и т.д. 2 основных жанра – хоровод и пляска. Изобразительные средства нар хореографии формиров в условиях родового быта и своеобразных суеверных представлений. На эволюцию народного танцевальн тв-ва влияли: соц и бытовые условия; измен-я административн, политич, хозяйственного, бытового, религиозного порядка (религиозн реф 9-10в.–пляска, игры, песни, музыка были - к категории греха, нашествие монголо-татар, допетровский период (17 в.) – пропаганда аскетизма, искоренение пляса и игрищ). Особую роль в становлении русского танца – скоморохи (их искусство уходило корнями во времена, когда игры и пляски являлись неотъемлемой частью языческих обрядов). В период средневек истории рус государства искусство скоморохов сыграло большую роль, отражая помыслы народа, сохраняя и развив основные черты нар игровой песенно-плясовой культуры. Отражает систему духовно-нравственных ценностей и образов-идеалов, трудовые и бытовые традиции народа, особенности природной среды его проживания. В особой пластике, содержится многообразная информация о преобладающих видах деятельности, нормах поведения и взаимодействиях между различными половозрастными и социальными группами. Огромное влияние на формирование народной танцевальной культуры оказывали мифологические представления об устройстве мира, В древности танцы многих этносов существовали в неразрывной связи с магическими обрядами, ритуалами, праздниками народного календаря. Со временем утратив эти функции, они превратились в одну из форм досуга. Особенности: широта. простота, доступность манеры исполнения; связь с музыкальным и песенным творчеством («играют», «водят», «ходят»); импровизационность, и необыкновенная выразительность рук танцующего. Хоровод – это массовое народное действо, где пляска или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. В языческие времена - имел культово-обрядовое значение. Освобождаясь от языческих элементов, хоровод со временем утрачивает значение обряда. Появляются хороводы с новыми песнями, которые отражают социальную, бытовую и другие темы. Начальн форма построен хороводов – круг («круг», «воротца», «8-ка», «колонна», «корзиночка», «карусель» и др.). Движения хоровода, его рисунок исходят из содержания песни. Виды хороводов: - круговые – «ходьба по кругу», песня и музыка являются организующим и ритмизующим действия танца. В развитии логически переходили в быструю массовую пляску или сольную, мужскую или женскую; - игровые –в основе – драматическая игра (раскрывают содержание произвед в танце). Иногда могли перестраиваться в круговой плясовой хоровод или массовую пляску в быстром тепе; - «узорчатые»- «вьюном» (круг двигался в такт песне в ту или другую сторону) темпа песни задавал быстроту (заводила водил как вздумается); - вечерошные-сидячие (Сиб)– «короткие» хороводы, в медленном темпе и имели свою разновидность лиродраматического действия. С малым кол-вом (изба, место у ворот, мост, пригорок) в начале вечерки. Рисунок их – полукруг, двигавшийся по кругу. В зимнее время во время проведения вечерок исполнялись «сидячие» хороводы – исполнялась песня сидящими на скамейке, а в центре избы девушка или юноша разыгрывали действие (в конце действия парень с девушкой обязательно должны поцеловаться); - проходочные- по кругу, колонной, линией, которая может остановиться, приплясывая на месте, хлопая в ладоши. Если он парный, то пары, идя друг за другом, расходятся вправо и влево, образуя 2 круга по 2 колонны. Движен: «шаг с каблука», «шаг с притопом», «хлопки в ладони», «кружение» на месте. Местные особенности: Север – водили хороводы летом и зимой на улице. Плавность и величавость движения, сдержанность, степенность (головы не повернет – лишь поворот в сторону корпусом). Не переходят в пляску и припляс. В круговых и «узорчатых» хороводах принимали участие только девушки – невесты и молодки (и пели в них одни девушки). Характерная их черта – линейное построение (величавая поступь линиями – шеренгами, т.е. проходочные хороводы). В Средней полосе – не водили, а играли. Богатство народных песен – от распевных до быстрых (дробление ритма, учащение произнесения текста). Песни делятся на 2 части – медленную и быструю, и хоровод из 2-х частей – медленного движ (по кругу) и быстрой, живой пляски. В Юго-Запад регионах - в быстром и среднем темпах. Движения - быстрые, резкие, соединенные руки приподняты над плечами. Плечи и весь корпус подвижен (сочетание с резкими поворотами корпуса). Припляс и пляска. В Южных- хороводы-танки - плясовой задорный хар-р, разнообразный рисунок с быстрыми песнями. Пляска –распространенный и любимый вид народного танца. Не застывшая форма, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества. Состоит из ряда отдельных движений – элементов, отличающихся характерной манерой исполнения, имеющих национальный колорит. Движение наполнено смыслом, с помощью пластики исполнитель раскрывает содержание пляски, создает художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритмы и темпу, характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино. Мужская - широта, размах, удаль, ловкость, юмор, внимание к партнерше. Женская –плавность, величавость, благородство и задушевн (но с задором). Импровизация - основа пляски (свободное комбинирование разнообразных движений, их усложнение, сочетание новых и усложнение старых вариантов). - одиночная- может начинаться с движения по кругу – или с выхода в круг исполнителя какого-либо движения на месте – с выходки (индивидуальность, мастерство, изобретательность и дарование исполнителя). Индивидуальна, разнообразна и неповторима по своим движениям, манере, настроению; - парная–очень красивая (парень и девушка, реже молодые мужчина и женщина, любящие или симпатизирующие друг другу). Содержание – как бы сердечный разговор, диалог влюбленных; - массовый пляс – возникал на игрищах стихийно, непосредственно (возникал в связи с: встреча весны, свадьба, удачная охота и т.д.). Чаще в парах – один против другого, и по 3е, и по 4ро, адресуя свои движения, кому-либо из пляшущих рядом. У каждого своя задача – сплясать лучше, стоящего рядом; - перепляс; - групповая пляска - небольшая группа исполнителей. Организованность, установленное построение. Различные фигуры и перестроения срепетированы и четко отработаны исполнителями. Исполняются под популярные в народе песни, плясовые мелодии, различные припевки, страдания, частушки. Кадриль– (с нач.19– 20в.) имела импровиз хар-р, постеп появились определ фигуры и определ муз сопровожд. Парный танец, с определен композицией. Различные рисунки создают различные варианты кадрилей. Кадриль может превратиться и в массовый танец – число пар - четное. Число фигур - до 12. Северные - степенны, плавны. Квадратная (угловая), линейная, круговая. В квадратной кадрили перемещения исполняются «по углам», 4мя парами (между противоположно расположенными парами). Исполняется простым переменным или шаркающим шагом, перестроения очень быстрые, иногда с дробными выстукиваниями. Фигуры в ней разнообразны: - движение всех пар к центру и расход на свои места, кружения в парах; - пары из противоположных углов меняются местами, одна пара образует воротца, другая – в них проходит, все кружатся на месте, возвращ на места; противоположные пары образуют круг, двигаются по кругу, расходятся на места противоположной пары, повторяется до возвращения на свои места; В линейной, двухрядной кадрили четное количество исполнителей (от 4-х). Движения в парах - «стенкой на стенку» - линейно навстречу друг другу. В круговой - любое кол-во пар (не меньше 4-х). Перемещения проходят по кругу, по часовой стрелке, а одного из партнеров против часовой стрелке.
|